Вчера завершился финальный турнир шахматного «Большого шлема», проходивший в бразильском Сан-Паулу и испанском Бильбао. Концовка оказалась весьма драматичной. В последний момент рейтинг-фаворит мировых шахмат Магнус Карлсен увел «Шлем» из-под самого носа у украинца Василия Иванчука
Напомним, что Василий уверенно лидировал на протяжении почти всего турнира. И вот в девятом раунде состоялась личная дуэль Карлсена и Иванчука (черные). Соперники разыграли некий гибрид защиты Нимцовича и новоиндийской. Точно такой же вариант встретился и у Карлсена с чемпионом мира Виши Анандом (Индия). Несмотря на то что Магнус тогда не достиг перевеса, Иванчук, опасаясь домашней заготовки, первым уклонился от повторения ходов. Но затем львовянин принял стратегически рискованное решение, предоставив белым серьезную инициативу. Затем пришла пора ошибаться норвежцу. В результате черные получили за ферзя и пешку ладью и две фигуры. Материально компенсация более, чем достаточная. Но активность белых все еще сохранялась, и перед черными стояли серьезные проблемы. А между тем у Василия, как обычно в этом турнире, был уже сильнейший цейтнот. И на 32-м ходу он допустил грубейшую ошибку, после которой признал поражение. За тур до конца его догнал Карлсен.
Мог присоединиться к лидерам и американец Хикару Накамура, но с ним случилась настоящая шахматная трагедия. Имея лучшую позицию черными против испанца Франциско Вальехо, он, находясь в цейтноте, спросил у испанского судьи, сделаны ли положенные сорок ходов. Тот, не будучи силен в английском, ответил: «Yes», что не соответствовало действительности. Хикару спокойно пошел за лимонадом, а на его часах в это время упал флаг. И Накамуре было зачтено поражение. Сразу после него американец написал в Твиттере: «Я проиграл много шахматных партий и выиграл порядочно, но ни одна не была настолько болезненной. К счастью, в жизни есть и другие вещи». Вальехо многие упрекали в неэтичности поведения. Дескать, он должен был указать сопернику на его оплошность. Более того, Накамура даже не подал Франциско руки после партии. Но испанец возразил, что Хикару уже не в первый раз на этом турнире спрашивал, все ли ходы сделаны, что запрещено правилами.
Наконец-то блеснул армянский гроссмейстер Левон Аронян. Белыми он обыграл Ананда в 25 ходов. Уже в дебюте (ферзевый гамбит) Левон пожертвовал пешку. Взамен ему удалось быстро ввести в бой все фигуры. Хотя королю черных удалось рокировать, это не избавило Ананда от затруднений. А усугубил ситуацию зевок фигуры чемпиона мира, после которого он остался на последнем месте в турнирной таблице.
В заключительном раунде лидеры не стали ломать копья, завершив свои партии вничью. Иванчук белыми без особого риска, но и без особых притязаний провел встречу с Ароняном. А Карлсен черными сыграл строго на уравнение против Накамуры и без труда удержал равновесие. Единственным, кто проявил агрессию, был Ананд. Победа над Вальехо позволила ему уйти с последнего места.
В итоге у Карлсена и Иванчука по 15 очков, Накамуры, Ароняна и Ананда — по 12, а у Вальехо — 10. Напомним, что на этом турнире за победу давали 3 очка, а за ничью — 1. А вот какие результаты были бы при классическом шахматном подсчете очков: Карлсен — 6; Иванчук — 5,5; Накамура, Аронян, Ананд — по 5; Вальехо — 3,5. По регламенту исход битвы за «Большой шлем» должен был решиться в матче из двух партий с контролем четыре минуты плюс три секунды за каждый сделанный ход. В случае равного счета следовал «Армаггедон» — блиц-партия, в котором белым давалось пять минут против четырех минут черных без добавления. Зато в случае мирного исхода приз доставался именно черным.
В первом, чрезвычайно нервном, поединке Иванчук, играя черными, получил неплохую игру. Впрочем, оценка позиции все время колебалась, как и положено в столь быстротечной партии. В результате у Карлсена осталась ладья против коня черных, что привело к ничьей. Во второй встрече Иванчук белыми получил преимущество по времени, но увы, не по позиции. Он позволил фигурам Карлсена нацелиться на своего короля. А ошибки белых под конец партии лишь ускорили развязку. 1,5;0,5 — в пользу Карлсена, и «Большой шлем» у норвежца.