«i» выяснили, кто мог бы стать президентом Украины, если бы выборы у нас проходили по американским правилам. Для этого мы используем результаты недавно прошедших выборов в Верховную Раду по одномандатному (общегосударственному) избирательному округу.
Вкратце напомним, как выбирают президента в Соединенных Штатах. Там действует непрямая система выборов — американцы не голосуют за президента непосредственно. Мы опустим праймериз и перейдем к последнему этапу.
Граждане выбирают 541 выборщика (каждый представляет партию). Число выборщиков соответствует количеству конгрессменов — по два сенатора от штата и некое количество представителей, в зависимости от числа округов в штате.
Далее проделывается хитрый трюк: в штате, где по большинству округов некая партия получает большинство, все голоса в итоге уходит победителю (лишь в Мэне и Небраске голоса специальным образом делятся между обеими партиями).
Затем голоса пересчитываются, и выявляется победитель. К тому моменту партии уже определяются с кандидатами (которых изначально от каждой партии может быть несколько) с помощью отдельной процедуры.
Система небезупречна. Она дает слишком большой вес штатам, в которых победитель есть лишь с небольшим отрывом. Это, в общем, позволяет кандидатам почти не работать с регионами, в которых и так есть давние и прочные традиции поддержки определенной партии (Калифорния — демократы, Техас — республиканцы), и сконцентрировать свои усилия на неопределившихся штатах (вроде Огайо).
Для переноса системы к нам мы сделаем три допущения.
1) Недавние парламентские выборы на самом деле были президентскими.
2) В Украине есть только две партии — Партия регионов и ВО «Батьківщина». Именно они у нас самые популярные — по результатам обработки 99,97% протоколов на недавних выборах их поддержка составляет 30% и 25,54% соответственно.
3) Штатами будут выступать области, округи остаются округами. Страна поделена на округи более-менее пропорционально населению (разброс таков: 140-180 тыс. человек). Соответственно, выборщиков у нас столько: 25 х 2 + 225 = 275. Для победы нужно 138 или больше выборщиков.
Получилось следующее. В 9 десяти восточных и южных регионах (плюс Закарпатская область) лидирует Партия регионов, что дает ей 112 округов и 132 выборщика. В 15 западных, центральных и северных регионах, а также в столице — ВО «Батьківщина», и это всего лишь на один округ больше — 113, но за счет дополнительных пяти областей — 143 выборщика.
Другое дело, что непонятно, кто бы у нас стал президентом. Если в случае победы регионалов тут все ясно — это был бы действующий президент Виктор Янукович, то с оппозицией сложнее. Неформально лидером оппозиции является Юлия Тимошенко. Однако она сейчас отбывает срок заключения, поэтому не могла бы баллотироваться в президенты.
Таким образом, остается Арсений Яценюк. Совсем другие пироги могли бы быть, если б оппозиционные партии объединились. Тогда перечень кандидатов пополнился бы парочкой небезынтересных персон.