Жители Врадиевки вчера проголосовали за создание территориальной общины
Жители райцентра Врадиевка Николаевской области, где во вторник штурмовали райотдел милиции, в среду и четверг передали приблизительно 60 заявлений о незаконных действиях милиции представителям МВД из Киева, прибывших в поселок.
Кроме того, на митинге в четверг врадиевцы проголосовали за создание территориальной общины и избрали инициативную группу по проведению необходимых мероприятий для создания общины.
Массовые протесты и штурм райотдела милиции прошли во вторник после того, как один из милиционеров не был задержан после изнасилования местной жительницы. Граждане громили помещение милиции, заставив ее сотрудников забаррикадироваться в подвале. По словам врадиевцев, своеволие милиции стало обычным явлением, их калечат и даже убивают в райотделе.
Новоназначенный начальник Врадиевского райотдела милиции подполковник Валерий Коба перед митингом вышел на крыльцо своего учреждения и рассказал журналистам, что никого из участников штурма преследовать не будут.
Он опроверг слухи о том, что все сотрудники райотдела уволились. «Милиция не тот орган, из которого можно уволиться за один день, – сказал он на уточняющий вопрос «і», – И ко мне пока ни одно заявление на стол не легло».
За турникетом в фойе райотдела стоят несколько беркутовцев, которые контролируют вход в райотдел. О недавнем штурме напоминает прозрачная клеенка, закрывающая окна без стекол. Рядом с турникетом сидит подполковник и регистрирует желающих попасть на прием к комиссии, присланной министром внутренних дел для расследования событий во Врадиевке.
Возглавляет комиссию из почти двадцати человек первый заместитель министра Виктор Дубовик. За два дня насобиралось около шестидесяти заявлений.
«Подполковник выполняет работу простого сержанта, регистрирует посетителей», — не без злорадства говорит какая-то женщина.
— Ой, так это же он! – слышится эмоциональный голос, переходящий в крик, – Это же он моего сына убивал. – Пожилая женщина, держа в одной руке потрет мужчины с черной траурной полоской, пальцем другой показывает на подполковника-«регистратора». Он встает и уходит за турникет, игнорируя мою просьбу ответить на вопрос.
— Милиция приехала ночью, забрала моего сына Александра и увезла, – рассказывает «і» Вера Подгурская. Я приходила сюда, чтобы его накормить. На третий день ко мне его выпустили. Он начал есть. Выходит этот и говорит: «Зачем вы его выпустили?». Мой сын: «Дай мне поесть. Я три дня крошки во рту не имел». Но его забрали назад. А потом мне позвонили и говорят, что сын уже в морге. Они говорили, что он от сердечного приступа умер. Они его обвиняли и выбывали из него признания. Ему было 46 лет, – женщина рыдает и не может больше говорить.
На месте подполковника садится лейтенант. Он долго отнекивается на просьбу назвать фамилию своего предшественника. «Я его подменяю», — повторяет он. Наконец, отвечая на вопрос народного депутата Михаила Блаватского, цедит сквозь зубы: «Подполоковник Багрин».
С улицы слышаться призывы выступающих уволить всех сотрудников райотдела и наказать, поскольку все они преступники. Митинг проходит перед райотделом. Его ведут представители «Свободы». Рядом на улице Александра Невского кипит базар, который традиционно собирается по четвергам и воскресеньям.
Женщины раздают газету «Правда життя», на первой странице которой красноречивый заголовок: «Садист за службовим обов’язком? На Врадіївщині міліціянти ґвалтують та мордують людей». В статье приводится ряд фактов издевательства милиционеров над гражданами, приводивших к смертям и инвалидности людей.
Первого заместителя министра Виктора Дубового встретили криками «Позор!». Он заявил, что никого из штурмовавших милицию наказывать не будут. «Мы понимаем, что это были эмоции, справедливое возмущение, — говорит чиновник. — Министр создал комиссию из почти двадцати человек, который принимают граждан и будут внимательно изучать их заявления. В группе почти двадцать человек, но мы просим прислать еще. Уже отстранены от должности начальники областного и районного управления милиции. Все сотрудники пройдут переаттестацию». Он сообщает также, что насильника арестовали, и с ним проводятся следственные действия.
Тамара Гуртовенко, бывшая свекровь изнасилованной женщины, из-за которой начались народные волнения, сказала, что она не верит милиции. «Они потом ходили и расспрашивали, какая Ирина, хотела доказать, что она плохая, — сказала пожилая женщина «і». — А она замечательная мать и хозяйка. Они издевались над жителями».
«Надо мной девять дней здесь издевались, — говорит «і» местный житель Григорий Могилев. — пытали, выбивали признание, что я убил собственную мать. Ее убили в соседнем селе. Я сидел и слышал эти крики арестованных и у меня волосы вставали дыбом. Потом забирали еще родственников. Их тоже пытали. Забрали невестку Таисию. Убийцу не нашли, но ее посадили. Ей пришили другое обвинение. Я семь лет молчал, потому что жаловаться было бесполезно. Все жалобы все равно приходили сюда. Теперь ситуация другая. Они испугались народа. Пойду на комиссию доказывать свою правоту».
Народный депутат Валентин Наливайченко заявил участникам, что руководство милиции необходимо избирать, как американских шерифов. Он сказал «і», что Виталий Кличко подготовил соответствующий законопроект.
«Вы доверяете местному голове? — вопрошает ведущий митинга, представляющий партию «Свобода». «Нет!» — дружно отвечают участники митинга. «Нам нужно создать инициативную группу, которая проведет работу по созданию территориальной общины». Митингующие охотно откликаются на эту идею.
Римма Белоцерковская, приехавшая из Северодонецка Луганской области, говорит, что такое жестокое отношение милиции к гражданам явление повсеместное. «Потому. Что милиция не подчинена территориальной общине, – говорит она «і», – граждане даже не знают, что они имеют право на такие общины, которые гарантированы им Конституцией. Достаточно проголосовать, избрать представительский орган общины и устав. Не нужно специальных законов. Наша организация «Правовое пространство» пропагандирует такие общины. Мы создали ее в Северодонецке. Конечно, без сопротивления нынешняя система власть не отдаст. Но мы боремся. Уверена, что жители Врадиевка тоже дозрела до того, чтобы брать под контроль территорию, на которой они живут».
«Нашому б теляті та вовка з`їсти», — вполголоса говорит слушавшая разговор женщина и уходит. Расходятся и другие граждане. Митинг закончился.
Фото автора