Шевченковский районный суд Киева отпустил на свободу бывшего майора Госохраны Николая Мельниченко под залог в 76,5 тыс. грн. и обязал его не отлучаться с места проживания без предупреждения (он проживает в Васильковском районе Киевской области).
“Принимая решение, суд учел, что Мельниченко добровольно вернулся в Украину, согласен сотрудничать со следствием и не будет препятствовать установлению истины в деле”,— говорится в решении суда, которое огласил председательствующий по делу судья Андрей Трубников.
После выхода на свободу под залог Николай Мельниченко должен будет являться к следователю по первому требованию и принимать участие в следственных действиях. Об этом рассказал «i» председатель адвокатского объединения «Присяжный поверенный» Андрей Осипов. По его словам, если Николай Мельниченко будет уклоняться от участия в следственных действиях, давать ложные показания или пытаться влиять на свидетелей, следователь сможет обратиться в суд с требованием об изменении меры пресечения на взятие под стражу. При этом деньги, внесенные в залог (76,5 тыс. грн.), останутся на депозитном счете суда.
«Такая мера пресечения, как залог, применяется крайне редко. Теоретически, применяя ее, судья должен руководствоваться рядом критериев. Например, есть ли у обвиняемого семья, замечен ли он в антисоциальных связях, состоит ли на учете в наркодиспансере, есть ли у него недвижимость и прочее. Но решение принимается исходя из внутреннего убеждения самого судьи»,— сказал адвокат Осипов. По его словам, по одним и тем же статьям разные судьи применяют меру пресечения по своему усмотрению (чаще всего это взятие под стражу и подписка о невыезде).
Отметим, что бывший охранник президента Леонида Кучмы отпущен на свободу, несмотря на то, что обвиняется в тяжких преступлениях, а Служба безопасности Украины (СБУ) просила суд взять господина Мельниченко под стражу. Следственное управление СБУ по поручению Генеральной прокуратуры расследует уголовное дело в отношении Мельниченко за разглашение государственной тайны (ч. 2 ст. 328 УК — наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет), подделку документов (ч. 1 ст. 358 — до трех лет заключения) и превышение служебных полномочий (ч. 3 ст. 365 — карается лишением свободы на срок от семи до десяти лет).
На этой неделе Николай Мельниченко был задержан в аэропорту Борисполь по прилете из Нью-Йорка. Он вернулся в Украину, несмотря на то, что находился в розыске, а свой приезд объяснил тем, что в США его жизни якобы угрожала опасность. «Шансов выжить в Украине намного больше, чем в США”,— сказал он, отметив, что стал «очень неудобным для многих влиятельных людей».
Господин Мельниченко уточнил, что получил информацию о том, что существует угроза его жизни, 21 октября. “Могло случиться так: Мельниченко идет где-то по улице в Нью-Йорке, и там очередной террорист берет и расстреливает толпу. И… ай-я-яй… среди них Мельниченко. Второй вариант — это инсульт или инфаркт”,— рассказал он. Тотчас после судебного заседания Мельниченко был взят под охрану бойцами спецподразделения СБУ «Альфа», предоставленную ему по решению СБУ и Генеральной прокуратуры.
В ходе суда выяснилось, что Мельниченко готов давать показания по делу об убийстве народного депутата Евгения Щербаня. По его словам, он уже направил свои показания в Министерство юстиции США, где они официально были оформлены. Напомним, влиятельный донецкий народный депутат Евгений Щербань был расстрелян 3 ноября 1996 г. в аэропорту Донецка по прибытии из Москвы. Кроме самого бизнесмена, погибли его жена, бортмеханик, авиатехник и инспектор аэродромной таможни.
Ранее первый заместитель генпрокурора Украины Ренат Кузьмин заявил, что Генпрокуратура намерена вынести обвинение в причастности к этому убийству экс-премьер-министру Юлии Тимошенко. По его словам, деньги за убийство поступали на счета банды, совершившей преступление, от фирм премьер-министра Украины Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко, возглавлявшей в то время газовую корпорацию ЕЭСУ.
«Мельниченко прибыл в Украину под гарантии Генпрокуратуры, и будет давать показания, которые ей нужны»,— уверен директор Института украинской политики Константин Бондаренко. По его словам, судьба Юлии Тимошенко может зависеть от тех доказательств, которые представит Мельниченко. «Его свидетельства могут лечь в доказательную базу обвинения Тимошенко в причастности к убийству, которое готовит ГПУ. Я бы не говорил, что это блеф, и не стал бы пренебрегать ими»,— сказал политолог, отметив, что за причастность к убийству Тимошенко может грозить пожизненное заключение.
Член правления Ассоциации политических консультантов Украины Павел Карайченцев считает приезд Мельниченко накануне выборов элементом предвыборной борьбы. «Это попытка психологического давления на Объединенную оппозицию»,— сказал он, отметив, что показания Мельниченко смогут иметь юридическую силу лишь в том случае, если этого захочет власть. «Участие Мельниченко не прибавляет делу легитимности в глазах международной общественности»,— уверен политолог.
Эксперт отметил, что так называемые пленки Мельниченко пока еще не были юридически признаны доказательством вины фигурантов записей. «Если они будут фигурировать в обвинении против Тимошенко, то должны быть задействованы и против остальных фигурантов»,— заключил господин Карайченцев. Одним из таких фигурантов является бывший президент Украины Леонид Кучма, в кабинете которого Николай Мельниченко записал 300 часов разговоров. Некоторые из них можно истолковать как свидетельство о причастности Леонида Кучмы к ряду громких преступлений, в частности, к убийству журналиста Георгия Гонгадзе.