Когда Россия аннексировала Крым у Украины в 2014 году, она захватила территорию и людей. Помимо этого, Россия также захватила 75% военно-морского флота Украины, большую часть вертолетов и судоремонтных мощностей страны.
С исчезновением Севастопольской военно-морской базы украинскому флоту пришлось, по сути, начинать все с нуля. Семьдесят процентов военно-морского персонала либо дезертировали, либо были уволены, а флот остался только с один фрегатом – корабль, который был задействован в то время. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Defense News.
С тех пор Соединенные Штаты, Великобритания и другие члены НАТО помогают Украине восстановить свой флот, а также сухопутные войска и силы специальных операций. И уже этим летом эти усилия позволили сделать еще один шаг вперед и помочь Украине добиться отличной оперативной совместимости с силами НАТО.
С практической точки зрения, эта поддержка привела к созданию “москитного флота” из небольших судов для проведения операций по защите территориальных вод и береговой линии Украины, сказал капитан-командор Дэниел Марзлуфф из 6-го флота, один из экспертов ВМС США по региону. Кроме того, специалисты улучшили способность Украины отправлять и получать секретную информацию, а также подключаться к проекту Black Sea Maritime Domain Awareness, который возглавляют Соединенные Штаты и в котором участвуют Украина, Грузия, Румыния и Болгария.
В стратегическом плане эта поддержка является знаком для России, что Запад поддерживает Украину и ее интересы национальной безопасности, сказала Лора Купер, заместитель помощника министра обороны США по вопросам России, Украины и Евразии.
“Говоря о Черноморском регионе, необходимо начать с роли России в регионе и ее стремления доминировать над своими соседями в Черном море”, – сказала она.
“В 2014 году мы видели, как Россия разжигала войну с Украиной и оккупировала Крым – регион, в который Россия ввела значительный военный потенциал. Поэтому, когда мы думаем об учениях “Си Бриз”, любопытно то, что они проводятся уже давно – это 21-я итерация этих учений, в которых участвуют около 30 стран, – но, конечно, тень российской агрессии нависла над регионом. И это одна из причин, почему мы действительно должны работать над повышением устойчивости стран региона, сотрудничать с ними и обеспечивать оперативную совместимость наших сил с их силами”.
Оснащение Украины
Во время учений Sea Breeze 21 в Черном море самым большим кораблем, который Украина вывела в море, был корабль морской охраны, который относится к Государственной пограничной службе, организации, аналогичной Береговой охране США. Два корабля ВМС Украины играли роль агрессора, вокруг которых более крупные военные корабли отрабатывали маневрировани.
Марцлафф сказал, что когда Украина потеряла большую часть своего флота, она не могла начать все сначала с больших боевых кораблей. Вместо этого страна инвестировала в небольшие патрульные катера, которые составляют большую часть сегодняшнего флота.
Одним из самых больших вкладов Соединенных Штатов являются патрульные катера. США обязались передать в дар пять патрульных катеров класса Island, ранее использовавшихся береговой охраной, в рамках программы ” Избыточное оборонное вооружение”. Два из них были переданы в 2018 году, а еще три, утвержденные в рамках заявки на 2019 год, сейчас готовятся к передаче.
Каждый патрульный катер длиной 34 метра составляет четверть длины украинского фрегата и примерно одну двадцатую часть водоизмещения фрегата. Но катера все равно будут одними из самых крупных кораблей флота.
США также одобрили продажу в июне 2020 года до 16 патрульных катеров класса Mk VI, которые при длине около 26 метров имеют схожие размеры с другими классами патрульных катеров украинского флота. ВМС США используют эти катера производства SAFE Boats International для выполнения задач по обеспечению безопасности на реках и в прибрежной зоне. Однако это первоначальное одобрение все еще требует согласия Конгресса.
В рамках Инициативы по содействию безопасности Украины Пентагон в марте 2021 года одобрил пакет помощи на сумму 125 миллионов долларов, который включал два катера Mk VI – доведя флот Украины до восьми из запланированных 16 – а также противоартиллерийские радары, возможности спутниковой разведки и анализа, а также оборудование для оказания военной медицинской помощи и процедур боевой эвакуации.
Еще один пакет на сумму 150 миллионов долларов, одобренный в июне, включает в себя системы борьбы с беспилотниками, средства защищенной связи, системы радиоэлектронной борьбы и многое другое.
По мере роста флота Украина также может инвестировать в повышение присутствия и боевого авторитета кораблей путем наращивания вооружений и продления срока эксплуатации. В следующем десятилетии страна планирует приобрести более крупные корветы и фрегаты.
В июле в эфире турецкого телевидения украинский дипломат сообщил, что его страна заказала два корвета класса “Ада” в рамках сделки, заключенной в декабре 2020 года. Генеральный консул Украины в Стамбуле Александр Хаман сказал, что эти два судна будут совместно произведены турецкой государственной компанией оборонных технологий STM и украинским судостроительным заводом. Первое судно должно быть поставлено в Украину до конца 2023 года в недостроенном виде, а затем достроено в Украине.
Корвет класса “Ада” может осуществлять обнаружение, классификацию, идентификацию и уничтожение воздушных, надводных и подводных целей, а также обеспечивать огневую поддержку морской артиллерии. Он также может выполнять задачи морского наблюдения, патрулирования, защиты побережья и инфраструктуры.
Максимальная скорость 99,44-метрового судна составляет 29 узлов. Он может нести два вертолета S70 Seahawk. Его датчики и вооружение включают 3D-радар. Он также будет оснащен электрооптическими датчиками, системой электронной поддержки, лазерной системой предупреждения, системой обнаружения/противодействия торпедам, гидролокатором на корпусе и двумя 12,7-мм пушками с электрооптическим вооружением.
ВМС Украины планируют развернуть корветы как в Черном, так и в Азовском морях.
Кроме того, 15 июля Министерство обороны сообщило, что ВМС приняли первый беспилотник Bayraktar TB2 от турецкой оборонной компании Baykar. После завершения приемочных испытаний беспилотник вместе с мобильными терминалами управления и запасными частями будет размещен в 10-й морской авиационной бригаде ВМС в Николаеве. В мае начальник штаба флота сообщил, что беспилотники будут эксплуатироваться в Черном и Азовском морях.
Марцлафф рад видеть акцент на военно-морской мощи после того, как сразу после аннексии 2014 года усилия были сосредоточены на развитии и обучении сухопутных войск Украины.
США также ускорили оказание помощи после инцидента в Керченском проливе в 2018 году, когда Россия обстреляла, а затем захватила три украинских военных корабля, а также 24 члена их экипажа. Корабли следовали через пролив, соединяющий международные воды в Черном море с территориальными водами Украины и России в Азовском море.
“Россия, по сути, пыталась отобрать у Украины Керченский пролив и Азовское море, и это еще один пример того, как Россия постепенно пытается подорвать территориальный суверенитет Украины”, – сказал Марцлафф.
Вице-адмирал Джин Блэк, командующий 6-м флотом, в интервью изданию Defense News на борту эсминца ВМС США Ross во время учений Sea Breeze подтвердил важность обеспечения оперативной совместимости ВМС Украины с НАТО.
“На самом высоком уровне это помогает им утвердить свой суверенитет и поддерживает их территориальную целостность. На оперативном уровне ВМС мы хотим, чтобы они имели полную оперативную информацию о том, что происходит в их морях, а затем возможность влиять на это и возможность взаимодействовать с партнерами или сотрудничать с ними по мере необходимости в будущем. И я думаю, что мы находимся на хорошей траектории с их планом, закупками и готовностью работать в тесном сотрудничестве с нами”, – сказал Блэк.
Обучение Украины
Поскольку Украина получает новое оборудование, ее потребности в обучении носят двойной характер: научиться использовать корабли, оборудование, датчики и оружие, а также научиться планировать и проводить морские операции в соответствии со стандартами и передовым опытом НАТО.
Что касается оборудования, то Береговая охрана США обучает украинских моряков в Балтиморе, штат Мэриленд, эксплуатации и обслуживанию патрульных катеров класса “Айленд”. Марцлафф сказал, что Береговая охрана закончила подготовку следующих трех экипажей для следующих трех кораблей.
Вооружение кораблей класса “Айленд” было проблемой, поскольку Украина хотела получить более мощный корабль, чем тот, который поставили США. США проводят полный инженерный анализ корабля, чтобы выяснить, как установить новую систему вооружения, которая еще не была интегрирована с кораблями этого класса, объяснил Марзлуфф.
“Мы считаем, что это необходимый элемент, потому что это… позволит им, надеюсь, защитить себя в случае дальнейшей российской агрессии, как мы видели в Керченском проливе”, – сказал он.
Обучение на кораблях класса Island также включает в себя отправку и получение зашифрованных сообщений, которые Россия не сможет перехватить, а также использование датчиков корабля для обеспечения осведомленности о морском пространстве с другими судами в море и в центре морских операций на берегу.
В более широком смысле, сказали Купер и Марзлафф, международное сообщество координирует усилия по оснащению и обучению Украины, чтобы избежать дублирования. Купер особо отметил “программу подготовки мирового класса” для сухопутных войск, осуществляемую Объединенной многонациональной учебной группой – Украина в центре под Яворовом на крайнем западе Украины.
А Великобритания в 2015 году создала миссию Operation Orbital, которая первоначально была направлена на подготовку сухопутных войск, но затем расширилась до морской подготовки.
Кроме того, была создана Многонациональная совместная комиссия для реформирования и наставничества полиции и вооруженных сил Украины. По словам Купера, эта комиссия ” подчеркивает необходимость создания сильных институтов. И здесь мы и наши союзники внедрили советников в Министерство обороны Украины, а также в их вооруженные силы, которые помогают им преобразовать то, что было очень похоже на советскую военную структуру, в систему, совместимую с НАТО и действующую в соответствии с принципами НАТО”.
Командир Королевского военно-морского флота Норвегии Харальд Тор Стратен рассказал, что программа наставничества началась в 2017 году, формализуя специальные усилия, когда иностранные морские офицеры пытались помочь украинским морякам создать и укомплектовать свой центр морских операций, или ЦМО – наземное командование, являющееся сердцем морского контроля.
Марцлафф сказал, что центр в Одессе получает информацию с кораблей и стационарных радиолокационных станций, которые США передали в дар Пограничной службе, добавляя многоминистерский компонент для поддержания общей оперативной картины. В ходе учений, подобных “Си Бриз”, создается общая оперативная картина, и ВМС и Морской охране предлагается обрабатывать, анализировать и действовать на основе этой информации.
По словам Купера, в ходе учений “Си Бриз”, в которых принимают участие более 30 стран, “мы на практике решаем множество практических задач, связанных с действиями военных НАТО и не входящих в НАТО стран в той части мира, в которой некоторые из этих стран действуют не часто”.
“Другое практическое измерение, когда речь идет, в частности, об Украине и Грузии, странах, которые действительно испытывают огромное давление со стороны России, заключается в том, что они укрепляют свою практическую способность иметь морской потенциал для защиты своих стран”, – добавил Купер. ” Но самое главное [учения] проводятся по стратегическим причинам: Они призваны продемонстрировать этим странам, а также всему миру и России, что у нас есть стратегическое партнерство с Украиной, у нас есть стратегическое партнерство с Грузией, и что альянс НАТО силен, един и дееспособен”.
Операции с Украиной
Учения “Си Бриз” являются частью более крупной стратегии по подготовке Украины к участию в более масштабных мероприятиях и миссиях НАТО. “Одно дело иметь свой собственный флот и действовать внутри своей страны, но в составе альянса, к чему стремится Украина, должна быть важная составляющая оперативной совместимости, и это ключевой момент “Си Бриз”, – сказал Марзлуфф.
Основываясь на достигнутом прогрессе и целях, изложенных в недавней морской стратегии, Марцлафф сказал, что Украина может пойти по пути, который сейчас проходит Грузия.
Грузия, которая в 2008 году подверглась нападению со стороны России, уже давно заинтересована в полноправном членстве в НАТО. Как и Украина, она подписала с альянсом соглашение “Партнерство ради мира”. В процессе подготовки к членству в НАТО Грузия участвовала в нескольких военно-морских операциях НАТО, включая операцию по обеспечению безопасности на море и борьбе с терроризмом Sea Guardian в Средиземном море.
“Одной из заявленных целей Украины является приобретение группы MIO/VBSS [операции по перехвату на море, высадке, поиску и захвату], которая сможет выполнять аналогичные задачи. Я думаю, что для них это будет простой задачей, потому что существует много стран, обладающих подобным опытом, которые могут поделиться этими методами и затем позволить украинцам усилить этот потенциал, который, вероятно, и так уже имеется. Необходимо только правильно оценить его, чтобы получить аттестацию. А затем они смогут внести свой вклад в общую миссию НАТО и продолжать демонстрировать свои возможности”, – сказал Марцлафф.