Политика

Полицейский всегда прав?

Министерство внутренних дел готовится внести в Верховную Раду пакет законов о расширении прав полицейских по принципу презумпции их правоты. К такому заключению в ведомстве пришли после недавних трагических событий в Днепре, в результате которых погибло двое сотрудников патрульной службы. Однако мнения политиков и экспертов по этому поводу разделились.

Резонансное убийство двоих полицейских в Днепре не на шутку взбудоражило общественность, которое тут же потребовало от власти дать адекватную оценку состоянию безопасности в стране. В попытке снизить градус недовольства глава МВД Арсен Аваков сообщил, что собирается внести в парламент пакет законов о расширении прав сотрудников правоохранительных органов по принципу «презумпции правоты полицейского». Ожидается, что теперь служители правопорядка получат больше прав при взаимодействии с людьми, которые должны будут безоговорочно тем подчиняться. В свою очередь, гражданам будет предоставлено право в дальнейшем обжаловать действия правоохранителей. Правда, оптимизм министра на этот счет разделяют не все.

«Презумпция правоты полицейского (сначала подчиняйся — потом обжалуй) — один из инструментов построения системы коллективной внутренней безопасности! Императив презумпции невиновности полицейского должен стать социальной нормой! Дело в том, чтобы общество приняло это правило – как необходимое правило для собственной безопасности, как свое!» — написал глава МВД Арсен Аваков на своей страничке в Facebook.

Министр не считает это ограничением гражданских прав, поскольку данная процедура в целях безопасности «лишь на очень короткое время отсрочит права гражданина на апелляцию действий полицейского». «Это высокая ответственность и высокие права для полиции? Да! Но другого пути нет. Изменяющаяся, реформируемая полиция — должна и будет получать и больше прав, и больше доверия общества. Уважение к правилам, законности и процедурам лишь расширяет гражданские свободы», — считает Аваков. Он также подчеркнул, что это общепринятая практика и по такому принципу работают правоохранители в Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и многих других странах.

Напомним, что 25 сентября в Днепре двое патрульных остановили мужчину за нарушение ПДД. После неудачной попытки договориться «полюбовно» злоумышленник открыл стрельбу по патрульным. Сотрудник патрульной полиции Артем Кутушев погиб на месте. Позднее в больнице скончалась и его напарница Ольга Макаренко. В совершении преступления подозревают Александра Пугачева, бывшего бойца «Торнадо», который находился в розыске за совершение других тяжких преступлений. Он своей вины не признает и говорит, что Пугачев — не его фамилия. Он пытался прооперироваться в больнице по поддельному паспорту, но из больницы о его местонахождении сообщили полицейским. В тот же день полиция заявила о задержании убийцы, а уже 26 сентября открыла три уголовных производства.

Трагические события вызвали широкий общественный резонанс. В частности, внефракционный депутат Виктор Балога призвал Верховную Раду принять закон о мандате на использование огнестрельного оружия. «Каждый из нас хочет жить в безопасном государстве. Но Украина никогда им не станет, пока у полицейского не будет таких же прав на применение оружия, как у американского копа. Возможно, ценой таких полномочий будет то, что количество смертей от огнестрельного оружия приравнивается к потерям на войне. Но такова цена безопасности для законопослушных граждан — полицейскому нужно дать не только новую форму, но и мандат на применение оружия», — уверен депутат. По его мнению, если нарушитель правопорядка может разрешить себе среди белого дня стрелять в патрульных, остановивших его за нарушение правил, то также легко он может расстрелять любого, кто на него не так посмотрит.

Тем временем внефракционный нардеп Виталий Куприй намерен инициировать увольнение председателя Нацполиции Хатии Деканоидзе. Он убежден, что именно она несет личную ответственность за гибель патрульных, поскольку, по его мнению, они были недостаточно подготовлены для несения службы. Парламентарий также высказался против инициативы главы МВД. «У нас в Конституции есть определенная норма, которая указывает, что никто не обязан выполнять преступные приказы, противоправные. Если полицейский будет злоупотреблять своей властью, то я считаю абсурдом подчиняться его воле. Но, защищая права полицейских, действительно надо усовершенствовать систему обучения, соответствующие инструкции», — сказал он.

В свою очередь, глава Нацполиции Хатия Деканоидзе на вчерашнем брифинге заявила, что изменения в закон Украины о Нацполиции необходимы, чтобы «построить правовое государство». «Поменяем законодательство — поменяется инструкция (реагирования полицейского — Авт.)», — уточнила она. «Одно из изменений, которое я буду требовать — это, чтобы человек не имел права выходить из машины… если мы не ужесточим закон против хулиганов и «титушек», мы от них никогда не избавимся», — отметила она. А также подчеркнула, что реформа при этом должна начинаться «сверху». Деканоидзе также возмутилась тем фактом, что задержанные и нападающие на полицейских выходят через суд. «Законодательные изменения будут строгими», — резюмировала Деканоидзе.

Почти сразу идею главы МВД поддержал и генпрокурор Юрий Луценко. По его мнению, как и во всех развитых странах, требование полицейского должно быть обязательным, «оно не должно дублироваться затем предупреждением, еще одним предупреждением, а полицейский имеет право действовать решительно и его требование является окончательным». «Безусловно при этом он имеет огромные обязанности, в том числе уголовную ответственность за незаконные действия. Но жизнь тех, кто служит закону и людям, надо защищать сильнее», — отметил Луценко.

По словам генпрокурора, любой, кто хочет свои произвольные действия выдавать за общественно необходимые, должен помнить — государство обладает монополией на насилие. «Если мы этого права не будем соблюдать, мы будем жить в нецивилизованной стране, страдать от преступности, агрессии, внутренних противостояний», — добавил он.

О некоторых подробностях будущих нововведений сообщил депутат от НФ Антон Геращенко. «Мы предлагаем законодательством внести предложение, по которому, если гражданин после неоднократного предупреждения полицейского не выполняет его законные требования, то полицейский будет иметь полное право применять к нему силу. Если гражданин отказывается выполнять поручения полицейского, но не нападает на полицейского или не применяет силу в его отношении, то полицейский лишен какого-либо права заставить его предъявить документы. Так быть больше не должно», — сказал он.

В свою очередь, его коллега по фракции Игорь Лапин считает, что необходимо еще разобраться, что подразумевается под «презумпцией правоты полицейского». «Будучи адвокатом, я не могу согласиться с тезисами министра Авакова. Если мы говорим о полиции, европейские законы, презумпцию правоты полицейского, то мы говорим о том, что в Европе на 10 тыс. населения 200 полицейских, а у нас 600, первое. Второй момент, я не готов отдать автоматическую правоту полицейским, которые избежали люстрации и остались в полиции за счет того, что съездили в зону АТО и на каком-то блокпосту позанимались контрабандой. Я также не готов отдать автоматическую презумпцию правоты многим полицейским, которых я знаю лично, которые просто не могут работать в органах внутренних дел, но по тем или иным причинам им удалось избежать люстрационных процессов», — говорит нардеп.

Парламентарий, тем не менее, считает, что идея неплохая, но должен быть найден компромисс не только в отношении правоты полицейского, но и в отношении граждан. «Я считаю, что наши правоохранительные органы имеют достаточно рычагов влияния. Если по одному случаю менять законодательство, то я должен видеть, прежде всего, этот закон», — заключил он.

С ним солидарен и депутат от «радикалов» Игорь Мосийчук. «У нас практически осталась нелюстрованной основная часть Нацполиции. Через суды люди, которые не прошли аттестацию, возвращаются. Это люди, в том числе, те, которые боролись с Майданом… Понимая это, имея нелюстрованную судебную систему, где искать справедливости? К кому отправляет Арсен Борисович? В нелюстрированные суды. Революция достоинства боролась, прежде всего, за основополагающие права и свободы гражданина, права и свободы человека. Поэтому сужать их никто не будет. В то же время нужно создавать действительно сильную, эффективную полицию по раскрытию преступлений», — сказал он.

А вот нардеп от «Самопомочи» Павел Костенко считает, что в нынешних условиях «презумпция правоты полицейского» может привести к злоупотреблению властью правоохранителями. «Это сегодня больше ухудшит ситуацию, чем улучшит. Мы не можем сейчас с уверенностью говорить, что полицейские на том уровне, когда они могут сами определять закон на месте. Если примут этот закон, полицейским вообще нельзя будет сопротивляться… Если полицейский будет действовать не в соответствии с законом, как это иногда бывает, тогда человек будет обжаловать решение в судах, а мы знаем, какие наши суды и к чему это может приводить. Это будет приводить только к злоупотреблению полиции», — считает парламентарий. По его мнению, такие изменения можно будет вводить после того, как полиция станет институтом с высоким уровнем доверия.

Подобного мнения придерживается и депутат от «Оппблока» Вадим Рабинович. «Есть Конституция Украины. Давайте ее отменим и скажем, что прав всегда генпрокурор и министр внутренних дел. Этого нельзя делать ни в коем случае. Это нарушение Конституции. Это нарушает основные права человека. Человек становится в презумпции виновности. Если мы хотим сделать полицейское государство, отменить Конституцию, то абсолютно правы представители наших правоохранительных органов», — сказал он.

«Надо понимать, что там (в Европе, — Авт.) устоявшаяся правовая культура, полицейским там доверяют. В нашей стране уровень доверия к полицейским еще очень низкий. Мы можем гордиться тем, что новые патрульные полицейские честно выполняют свой долг и сдерживают преступников и тех людей, которые имеют какие-то удостоверения чиновников. Но другие полицейские структуры еще не реформированы. Это и следователи, это и оперативники, это и другие составляющие — 90% полицейской системы нашей страны», — в свою очередь, заметил экс-спикер МВД Владимир Полищук. Он уверен, что контролирующие органы должны проверять законность действий полицейского при задержании любого человека.

Между тем, адвокат, правозащитник Виктор Чевгуз считает, что инициатива главы МВД — «это пиар-ход, для того, чтобы не нести ответственность за двух убитых людей, которые были не подготовлены, были непрофессионалами». «Поэтому сейчас раздувается такой ажиотаж, чтобы уйти от ответственности. Сначала пусть ответят, почему люди были не подготовлены, почему их не обучали. Необходимо обучать полицейских. Набирать все-таки с юридическим образованием, а не с музыкально-тракторным», — сказал эксперт.

Также, по его мнению, нужно предусмотреть ответственность, что будет, «если полицейский пристрелит, не дай бог, очередного водителя какого-то». Он напомнил случай, как новоиспеченные полицейские застрелили водителей, которые хоть и нарушали ПДД, но полицейские стреляли в уже стоявшую машину и сидевших внутри людей.

Тем временем, советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк пообещал, что после трагедии в Днепре патрульные полицейские пройдут тренинги, как действовать в стрессовых форс-мажорных ситуациях. «Мы определенно сделаем выводы из этой страшной трагедии. Безусловно, я думаю, уже в ближайшее время будут осуществлены все необходимые изменения, в том числе, по проведению тренингов для полицейских и собственно вот в таких стрессовых и форс-мажорных обстоятельствах», — заявил он.

Ксенiя Лазоренко