Встреча лидеров «нормандской четверки», которая состоялась в Париже в минувшую пятницу, для Украины имеет несколько двусмысленные последствия. Положительно, что сторонам удалось достичь режима прекращения огня на Донбассе и подписать соглашение об отводе вооружений, однако руководству страны придется изрядно потрудиться, чтоб достигнуть консенсуса внутри страны по ряду других ключевых вопросов. В частности, относительно проведения выборов на оккупированных территориях.
Встрече «нормандской четверки» в Елисейском дворце в пятницу, 2 октября, предшествовали двусторонние переговоры лидеров, которые состоялись в тот же день. Президент России Владимир Путин первым прибыл к Елисейскому дворцу. Почти сразу он встретился с канцлером Германии Ангелой Меркель, а затем – с президентом Франции Франсуа Олландом. В то же время президент Петр Порошенко провел встречу лишь с канцлером Германии. Сама встреча в Париже стала результатом нескольких недель подготовки. Основной вопрос, который интересовал всех — что делать с «минскими соглашениями», период исполнения которых заканчивается через два месяца. В этот вопрос внесена определенная ясность: в некотором роде они будут подменены «парижскими договоренностями», которые дают сторонам еще некоторое время на выполнение всех взятых обязательств.
Сами переговоры лидеров «нормандской четверки» продолжалась около четырех часов. Однако по их окончанию официальной церемонии выхода глав государств к представителям СМИ не состоялось: Владимир Путин через центральный выход так и не вышел, тайком от журналистов уехав в аэропорт. Как и не получилось сделать совместного заявления: Ангела Меркель и Франсуа Олланд давали пресс-конференцию в зале, где проходила встреча, а Петр Порошенко вышел к журналистам в здании украинского посольства.
Глава государства, принимавшей высокопоставленных гостей Франсуа Олланд рассказал о том, что переговоры проходили сразу в нескольких направлениях в соответствии с пунктами Минских соглашений. «В течение всего дня мы оценивали результаты реализации минских соглашений и стремились обсудить их перспективы. По всем пунктам мы должны уложиться в предусмотренные минскими соглашениями рамки», – сказал президент Франции.
При этом он допустил возможность работать над реализацией минских договоренностей и в новом году. «Возможно, мы будем работать дольше сроков, отпущенных для этих процессов минскими договоренностям, то есть, после 31 декабря (2015 года, – ред.)», – сказал Олланд. Он выразил радость по поводу того, что удалось достичь режима прекращения огня и подписать соглашение об отводе вооружений. Также сообщил и о том, что должна немедленно начаться работа по разминированию. Ключевые месседжи французского президента касались проведения выборов на Донбассе. Он рассказал, что договоренности предусматривают принятие отдельного закона о выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской области, а проведение самих выборов должно состояться через 80 дней. Более того, перед принятием в украинском парламенте закон должен быть согласован с трехсторонней контактной группой. Когда начнется проработка такого законопроекта – не сообщается. Однако он четко дал понять, что выборы на оккупированных территориях Донбасса состоятся уже после 31 декабря 2015 г., что означает продление действия минских договоренностей на 2016 г.
Канцлер Ангела Меркель в своем выступлении подчеркнула, что сторонам удалось договориться о последовательности выполнения пунктов минских договоренностей. «В целом можно говорить о положительном настроении, что мы смогли добиться на сегодняшней встрече и смогли обсудить важные вещи», – сказала она. «Конечно, еще нет полной 100-процентной реализации всех пунктов минских договоренностей. И хотя нам не удалось добиться полной реализации, мы делаем новые шаги. Обе стороны делают шаги навстречу», – заявила немецкий канцлер. При этом Ангела Меркель уточнила, что «теперь есть не только минские гарантии, но и так называемые «парижские гарантии», потому что договоренности будут выполняться». Кроме того, она отметила, что важной частью договоренности является принятие украинским парламентом трех законов: о проведении местных выборов, об особом статусе Донбасса, который должен найти свое отражение в Конституции, и об амнистии.
Президент Петр Порошенко в свою очередь сообщил, что все участники переговоров поддержали проведение выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей по украинскому законодательству под наблюдением ОБСЕ. Глава государства также отметил недопустимость псевдовыборов, объявленных ранее главарями незаконных вооруженных формирований. Он убежден, что ОБСЕ должна иметь беспрепятственный доступ ко всем оккупированным территориям Донбасса, включая украинско-российскую границу. «Четко зафиксированы наши договоренности – никто не препятствует инспекторам ОБСЕ», – сказал президент. Также принято решение об увеличении численности миссии ОБСЕ и расширении ее мандата. Кроме того, достигнута договоренность, что под эгидой ОБСЕ начнется разминирование территорий при помощи Германии и Франции. «Огромное количество потерь у нас – не от обстрелов, а через подрывы на растяжках и выход на минные поля. Мы стараемся ускорить процедуру разминирования, чтобы не допустить гибели мирных жителей», – отметил Порошенко.
Интересно, что о принятии необходимых законов глава государства в своем выступлении ничего не вспомнил. Оно и не удивительно, ведь самое трудное для Петра Порошенко только начинается. Убедить парламент принять все эти законы будет задачкой не из легких. Напомним, как непросто было принять предыдущий закон о временном порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, и насколько скандальным было принятие Конституции.
По мнению лидера «Украинского выбора» Виктора Медведчука, встреча «нормандской четверки» вселяет надежду на то, что Минские соглашения, безальтернативность и архиважность которых была признана мировым сообществом (в том числе и Генеральной Ассамблеей ООН), будут реализованы всеми сторонами в полном объеме. «Устойчивое соблюдение режима тишины и принятое на этой неделе в Минске решение об отводе вооружения калибром менее 100 мм стали фундаментом для конструктивных переговоров в Париже. Сегодня мы можем говорить о том, что стороны смогли найти компромиссные решения по всем спорным вопросам», – резюмировал он.
Между тем «Украинское объединение патриотов – УКРОП» резко осуждает договоренности, достигнутые 2 октября в Париже. «На смену Минску-2 пришел еще худший Париж-1 с «планом Мореля» на следующий год. Конфликт замораживают. Крым и Донбасс – не наши. При этом еще и президента Барака Обаму, требовавшего от России вывести войска в этом году, выставляют пустословом», – заявил руководитель Донецкой областной организации «УКРОП» Роман Свитан.
Также обращается внимание, что президент Петр Порошенко с самого начала врал о том, что изменения в Конституцию ничего не значат, так как право на определение особого статуса отдельных регионов специальным законом – всего лишь в переходных положениях Основного закона. Теперь его заставили вписать эту норму в тело Конституции. «Ну что, господа народные депутаты от БПП, которые с пеной у рта доказывали мне, что голосование за изменения в конституции это ловушка для Путина. Мол, он все равно не будет ничего выполнять и тогда новые санкции и конец России. Кто мне клялся, что никакой амнистии Гиви, Моторолле, Захарченкам, Плотницким и прочей мрази не будет? Что теперь скажете? Что Вас обманули? Нет Вас не обманули, а как говорил Чечетов, Вас развели, как котят», – написал на своей странице в Facebook народный депутат, член межфракционного объединения «Укроп» Александр Дубинин.
В партии считают, что президент ввязал страну в «боснийский сценарий» в то время, как Украина имела все возможности повторить путь Хорватии, которая сумела отстоять свои интересы и территорию и сейчас является членом ЕС и НАТО. Во вторник, 6 октября, УКРОП проведет специальное заседание Политсовета по вопросу противодействия разрушительным последствиям договоренностей в Париже. Кроме того, партия будет добиваться новой процедуры подготовки к международным встречам высокого уровня по прекращению войны на Донбассе. Она должна быть публичной: судьба страны не может решаться кулуарно в двух кабинетах на Банковой.
Своими впечатлениями от переговоров поделился и экс-нардеп Тарас Стецькив. «Первые впечатления о переговорах «нормандской четверки»: президента Украины нагибали и нагибали сильно, но на сегодняшний день не нагнули. Нагибали на проведение выборов на оккупированных территориях Донбасса по специальному закону (план Мореля). Обещали: Европа — кредиты и любовь, Путин — отвести вооружение и войска. Результат встречи — практически нулевой. Ситуация зависла. Теперь «тройка» (Путин плюс Олланд и Меркель) обдумывают как заставить Порошенко согласиться на выборы на оккупированных территориях и таким образом «завершить» войну на Донбассе и снять санкции с России. И отдать дальнейшую судьбу Украины на усмотрение Путина», — написал политик.
Политолог Константин Батозский считает, что заявление об амнистии боевикам, которая должна случиться вместе с выборами, означает, что Украина проиграла войну на Донбассе.
По мнению политолога Максима Михайленко, переговоры в Париже ничего не изменили. «Все как было, так и остается. Мы же привыкли, нет? Мы же понимаем, какую роль уже два года играют бедняги-дипломаты? А проблема Донбасса решится исключительно по «хорватскому варианту». В Париже удалось отползти от варианта «боснийского». Это в любом случае плюс. Потом, конечно – Крым», — написал он.
Выторговать лучшие условия для Украины у Петра Порошенко шансов почти не было. Договоренности, принятые в Париже, фактически не выходят за рамки минских соглашений, которые ранее подписал украинский президент. Пространство для маневра Украина имела только благодаря двенадцатому пункту Минских соглашений, в котором говорилось о том, что выборы должны состояться по украинскому законодательству, и десятому пункту, который предусматривал вывод войск, но эта маленькая «лазейка» сразу закрылось для Украины после того, как Европа столкнулась с проблемой сирийских мигрантов.
Хотя на итоговой пресс-конференции Ангела Меркель и Франсуа Олланд подчеркивали, что вопрос Сирии и Украины никоим образом не связаны, было очевидно, что решение ситуации по Сирии оказалось для европейских политиков важнее. Итоги встречи «нормандской четверки» в Париже, безусловно, можно считать позитивными для решения «украинского вопроса» дипломатическим путем, но последнее слово по принятым договоренностям еще должен сказать украинский парламент и украинский народ.