Политика

Протесты в Ереване: оппозиция взяла тайм-аут

Лидер армянской оппозиции Никол Пашинян после неудачной попытки своего избрания на пост премьер-министра, скорее всего, будет назначен на эту должность со второго раза.

Массовые акции гражданского неповиновения после очередного витка обострения заставили правящую Республиканскую партию Армении (РПА) капитулировать и согласиться с требованиями улицы во избежание политического кризиса в стране. Ожидается, что окончательная точка в противостоянии власти и манифестантов будет поставлена 8 мая.

Напомним, после конституционной реформы 2015 г. в Армении обязанности между премьером и президентом распределились. Глава государства превратился в символическую фигуру. Он может быть у власти только один семилетний срок. Ключевые управленческие рычаги оказались в руках премьера. Срок премьерских полномочий — пять лет, но выдвигаться на пост главы правительства можно неограниченное количество раз. Главное, чтобы партия, которая выдвигает кандидата, побеждала на выборах. Или успешно формировала правящую коалицию.

Эти новшества впоследствии стали причиной массовых протестов в стране, получившие название «Бархатная революция», и продолжаются уже около месяца. Манифестантам уже удалось добиться отставки премьера и экс-президента страны Сержа Саргсяна. Однако борьба за власть в государстве продолжается.

1 мая внимание мирового сообщества было приковано к заседанию Национального собрания Армении. Парламентарии пытались переизбрать нового главу правительства. На площади Республики в Ереване к полудню вторника собралось около 80 тыс. человек. Там установили экраны, на которых транслировалось столь важное событие. Единственным кандидатом, выдвинутым на высший пост в государстве, был глава оппозиционной парламентской фракции блока «Елк» («Выход»), лидер протестного движения Никол Пашинян.

«Меня с этой кафедры много обвиняли в том, что я хочу уничтожить РПА.Я хочу заявить официально: таких намерений у меня нет, потому что РПА сегодняшними обсуждениями сама себя уничтожила — вмиг и безвозвратно», — заявил Пашинян. По его словам, политическая сила, объявившая войну своему народу, вообще не может существовать. «Мы сейчас видим не РПА, а ее призрак», — резюмировал оппозиционный лидер.

У оппозиции и заявивших о поддержке парламентских фракций альянса «Царукян» и партии «Дашнакцутюн» было 47 мандатов, в то время как для избрания главы правительства нужны были 53 голоса. У правящей РПА — 58 мандатов. Они и воспользовались ими, проголосовав против «кандидатуры от народа». В результате Пашинян получил поддержку лишь 45 депутатов, даже меньше изначально обещанных. Один депутат от «Дашнакцутюн» проголосовал «против», а другой от «Царукян» — и вовсе не пришел на заседание парламента.

Впрочем, для самого Пашиняна итоги голосования не стали большой неожиданностью. Накануне он сообщил, что до него дошли тревожные вести, мол, второй и третий президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян «лично давят» на депутатов всех фракций, чтобы не допустить его избрания.

Аргументы партии власти достаточно логичны — имя будущего премьера должен определить народ, но не на улицах, а на досрочных парламентских выборах. Пока же страной должен управлять технический премьер, назначенный партией, которая выиграла предыдущие выборы, то есть РПА.

Однако Пашиняна это не устраивает. Он и его сторонники убеждены, что, если в данной ситуации проявить слабость — произойдет реванш прежней власти, которая устроит фальсифицированные выборы и выиграет их. В частности, он готовился возглавить временное правительство с тем, чтобы внести серьезные поправки в Избирательный кодекс Армении.

После неудачного голосования в парламенте Пашинян заявил, что не позволит кучке республиканцев «отнять победу у народа» и призвал своих сторонников 2 мая объявить забастовку и заблокировать все дороги. Такие действия оказали положительных эффект — ближе к вечеру того же дня РПА заявила о капитуляции.

Лидер ее фракции в парламенте Ваграм Багдасарян призвал прекратить блокаду и дал понять, что его фракция поддержит Пашиняна на выборах 8 мая. После чего последний призвал сторонников временно прекратить акции протеста, отдохнуть и собраться на митинг непосредственно в день повторного голосования. На случай, если власть передумает.

По словам политолога Геворга Мирзаяна, в Армении сложилась новая реальность, которая должна быть как-то кодифицирована в соответствии с законом и правом. «Оптимальным вариантом для Москвы (как, в общем-то, и для Еревана) стало бы назначение настоящего технического премьер-министра. Не представителя РПА, но кого-либо из числа уважаемых властью и оппозицией армян, чьей задачей была бы лишь подготовка страны к честным и прозрачным досрочным выборам без дальнейшего личного участия в них. А затем — формирование нового правительства на основании итогов голосования», — считает эксперт.

Однако жажда власти «здесь и сейчас», которую демонстрирует Пашинян, спутала все карты. «Политика понять можно: он осознает, что люди вышли на улицы не за него, а против Саргсяна. И если он сейчас не оседлает волну и не влетит на ней в кресло премьера, то через несколько месяцев его популярность резко упадет и выборы он может проиграть. Поэтому «народный кандидат» стремится до оглашения воли народа монетизировать свой рейтинг — и, судя по всему, ему это удается», — резюмировал он.

«Независимо от того, насколько предпочтительной для той или иной части армянского общества была кандидатура лично Пашиняна, у меня нет сомнений, что подавляющее большинство граждан Армении желало смены власти», — заявил президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян.

По его мнению, избрание Пашиняна является единственным сценарием, при котором выраженное массовыми протестами населения стремление было бы реализованным, а голосование в его пользу парламентариями стало бы наиболее очевидным и скорейшим выходом из политического кризиса, охватившего страну.

Эксперт в сфере международного права Кнут Берг уверен, что массовые акции протеста в Армении, прекратятся только после полной смены действующей армянской власти и проведения в этой стране досрочных парламентских выборов. По его словам, последние события в стране наглядно демонстрируют неспособность сторон наладить взаимоотношения ради процветания государства.

«Выходом из сложившейся ситуации должны стать внеочередные выборы в парламент. Никакие предварительные консультации между упомянутыми сторонами к положительным результатам не приведут», — говорит эксперт. Как отметил Берг, в данный момент в Армении нет силы, способной положить конец политическому и экономическому коллапсу в этом закавказском государстве.

Политический эксперт Валерий Дудко убежден, что от смены руководства в Армении не наступят резкие политические перемены. Сейчас страну ожидает некая «нулевая» пауза до момента прихода к власти сильной политической фигуры.

«Ситуация, которую мы сейчас наблюдаем в Армении — это достаточно сложный и длительный процесс, ответственность за который лежит на предыдущем руководстве. Одна из политических особенностей Армении в том, что здесь долгое время наблюдался клановый приход к власти. И когда основная масса населения страны понимает, что данный клан не справляется со своими обязанностями — возникает революция. Ситуация, которая сейчас происходит в Армении, нарастала десятилетиями и была неизбежной», — считает политолог.

По словам эксперта, у граждан Армении есть желание сменить политического лидера. Но пока нет достойных кандидатов на эту должность. «Армения — это очень своеобразная страна, которая экономически достаточно долгое время контролировалась Россией. Это накладывало свой отпечаток на внешнюю и внутреннюю политику государства. В связи с этим заявление кандидата на пост премьер-министра Армении о том, что страна не будет менять внешнеполитический курс, говорит о его желании избраться и о том, что он пока не ощущает поддержки со стороны России. Пашинян не имеет опыта государственного правления и борется не за работу, а за должность. Отставка прежнего премьер-министра вызвана тем, что у него был максимальный кворум недоверия со стороны населения, но знаковой фигуры, которая могла бы его заменить, в Армении сегодня нет», — резюмировал Дудко.

По словам доцента кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонова, в России привыкли все массовые протесты в постсоветских странах сводить к определенному клону майдана, или говорить, что это проводится под копирку украинских событий. «Но в Армении есть своя большая протестная история. Можно сказать, что сама история независимой Армении началась с движения 1988 г.», — сказал Маркедонов.

Он напомнил, что каждая избирательная кампания в Армении сопровождалась массовыми акциями протеста. Только две кампании прошли без них — президентские выборы в 1998 г. и парламентские в 1999 г. Для событий в Армении, по мнению Маркедонов, были очевидные предпосылки — социально-экономическая ситуация, относительная монополия на власть.

Еще одним поводом стало нарушение обещания Саргсяном уйти из политики. «Но в армянских протестах не было призывов к смене геополитических вех, геополитического вектора», — отметил Маркедонов.

Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что не только уличная активность привела к ожидаемой смене власти. Различные фракции вступили в переговоры с ним и меняли позиции не из-за особой симпатии к Пашиняну. Понятно, что сам Пашинян не сможет полностью заполнить сферу управления людьми «с Марса». А в существующей системе есть эффективные управленцы. По его мнению, новая реконфигурация не будет построена с нуля.

Ксенiя Лазоренко