Политика

Врачи-добровольцы Майдана (+ФОТО)

Светлана внезапно прерывает разговор и бежит за дверь. Она отреагировала на крик «Человеку плохо». С улицы слышны призывы расступиться. Несколько человек несут тело молодого человека к лифту. Светлана сопровождает его.

Возле лифта парень приходит в себя, становится на ноги. Заходит в лифт и отправляется на третий этаж. Там разместился медицинский пункт Штаба национального сопротивления, который функционирует в Доме профсоюзов на Майдане независимости столицы.

Минуты через три появляется Светлана. «Думали, что у него эпилепсия, — поясняет она, — а он просто потерял сознание. Часовой, не спал двое суток, вот и не выдержал».

— Часто ли такое бывает?

— Нет. Но люди работают на износ.

Защитник Майдана потерял сознание. Врач Светлана Светличная бросилась ему на помощь.

Харьковчанка Светлана Светличная не говорит, а тихо хрипит. Она сама полчаса тому назад ходила на третий этаж на прием к врачу. У нее почти пропал голос. Сама объясняет это тем, что перенервничала за два дня дежурства. Она дежурит на первом этаже и отвечает за здоровье охраны и пищеблока. Впрочем, бомжей она тоже обслуживает.

Врачу Светлане Светличной самой нужна медицинская помощь у нее сел голос.

Она врач, но имеет еще маленький магазинчик. Когда услышала, что избили студентов на Майдане, закрыла магазин и приехала в Киев на помощь. «Мне жаль этих людей, — говорит она, — они свое и наше право отстаивают. И я хочу им помочь. Буду тут, пока Майдан не разойдется».

У нее замечательный напарник врач из Тернополя Тарас Петрицин. Он еще и член Союза журналистов, автор четырех книжек новелл. Во время помаранчевой революции тоже жил на Майдане. Говорит, что тогда люди искали авторитет. А теперь им наплевать на имена, они борются за уважение к себе. Он называет происходящее революцией чувства собственного достоинства.

Тарас Петрицин лечит и пишет книжки.

Впрочем, по его словам, люди тут не только революцией занимаются, но и любовью: парни регулярно просят снабдить их презервативами. И уже где-то пять женщин просили дать им тест на беременность.

На следующий день после разгона Майдана на Михайловской площади я наблюдал эпилептический припадок у мужчины средних лет. Тогда его передали врачам скорой помощи. Других медиков на площади не было.

Впервые люди с красными крестами на спинах во время Евромайдана появились 1 декабря на улице Банковой во время штурма Администрации президента. На вопросы о своем происхождении они отвечали, что это самоорганизованные группы. Тогда было немало избитых, и врачи оказывали им помощь.

Люди с красным крестом впервые появились во время штурма президентской администрации 1 декабря.

Координировать врачей стали после того, как майдановцы совместно с оппозиционными политиками зашли в Дом профсоюзов. Координатор медицинской службы Штаба национального сопротивления Олег Мусий принимал участие в создании такой службы еще во время помаранчевой революции. Он говорит, что тогда понадобилось три-четыре дня, а сейчас служба заработала за полдня. Помог опыт 2004 г.

По словам Олега Мусия, на первый же призыв откликнулись где-то триста врачей. Они либо брали отпуск за свой счет, либо, если киевляне, то дежурили в свободное от работы время. Однако, сейчас чувствуется дефицит медперсонала — если на полтора-два дня график заполнен, то дальше нужно искать желающих.

Медицинский центр не страдает от недостатка лекарств. Они открыли страницу в социальных сетях и там информируют о своих потребностях. Граждане тут же откликаются. Также лекарства поставляют фармацевтические фирмы. Совершенно бесплатно.

Лекарства приносят граждане либо фармацевтические фирмы.

В медпункте предоставляется только первичная медицинская помощь. Если что-то более серьезное, то отправляем в больницы. «Если нужно, то передаем в больницу лекарства для нашего больного, — говорит Олег Мусий. — Ведь все хорошо знают, на каком уровне наши больницы обеспечиваются».

Больные могут поправляться прямо на полу медпункта.

 

Нет ли воспаления легких?

Среди медицинского персонала есть врачи и бойцы одновременно. Уролог киевской студенческой поликлиники Андрей Бобырь заканчивает сегодня свое первое дежурство. А в ночь с десятого на одиннадцатое декабря он стал бойцом — защищал Майдан от разгона «Беркутом». Около часу ночи прочитал, что надвигается разгром Майдана, прыгнул в машину и приехал защищать еврореволюцию. Он был в середине защитников на улице Институтской.

— Страшно не было, — говорит он. — был хороший запал. Но теперь защитники приходят к врачам, так «Беркут» их бил не палками, чтобы журналистам картинку не создавать, а ботинками по ногам. Очень болезненные травмы получили.

На улице теперь постоянно можно встретить людей в футболках с надписью «Медицинская помощь» и с красными крестами. За консультацией можно обратиться прямо на улице. «Даже титушек обслуживаем, — говорит медсестра из Ивано-Франковска Евдокия Веприк, — сегодня подходил избитый. Сам из Черниговской области. Говорит, что дали сначала 200 грн. и все. А когда захотел уйти, то избили».

Первичную помощь оказывают тут же. Лекарства имеют с собой в специальных пластиковых кейсах.

На Крещатике к двум мужчинам-медикам обращается женщина с просьбой померять содержание кислорода в крови. Один из них одевает ей на палец прибор и что-то говорит.

— Это так просто? — спрашиваю я.

Он предлагает померять мне. У меня все в норме.

Давление скачет?

Врач говорит на английском языке. Говорит, что он из США, но не хотел бы становится героем статьи. А на Майдан пошел в волонтеры, потому как работает в Украине уже немало лет.

Его помощник Станислав Жмудский говорит, что они добровольцы пункта медицинской помощи в Михайловском соборе. Он самоорганизовался после избиения студентов. Их пункт не имеет отношения к Штабу национального сопротивления и создан на внепартийной основе.

Сам Станислав айтишник, но имеет навыки первой медицинской помощи, потому что турист, и они на маршрутах бывают необходимы.

Он был 1 декабря на Банковой, где «Беркут» избивал не только тех, кто атаковал администрацию президента, но и журналистов. «У журналистов много травм рук, — говорит он. — Они показывали в руке удостоверение, а беркутовцы били по рукам».

В тот день он увидел раненного и потащил его к медкам, но у них была куча других избитых. И он оказал первую помощь самостоятельно. А потом пришел в медицинский пункт в Михайловском соборе и теперь регулярно ходит на дежурства. Очень хочет, чтобы Майдан победил и в Киеве больше не строили баррикад. «А то надоели».

lukanov