Политика

Газовая атака на газовую трубу

Отравление газом в Британии бывшего сотрудника российских спецслужб Скрипаля и последующий дипломатический скандал вокруг этого факта создает крайне неблагоприятные условия для продолжения проекта по сооружению второй очереди морского газопровода «Северный поток».

Еще недавно казалось, что вопрос построения «Северного потока-2» практически решен. Уверенность в этом еще сильнее укрепилась после того, как Германия выдала экологическое разрешение на строительство трубы в своих территориальных водах.

Правда, особо усердствовали Штаты, осуществляющие серьезный нажим на европейских партнеров с целью не допустить строительство в интересах энергетической безопасности Европы и транзитных стран, прежде всего, Украины, хотя на самом деле американцы больше пекутся о том, чтобы выйти в Европу со своим сланцевым газом, потеснив Россию.

В ответ Европа, прежде всего, Германия как главный интересант в вопросе новой трубы, отговаривалась в том смысле, что проект носит не политический, а коммерческий характер. Подобная перебранка длилась бы еще очень долго, а трубу начали бы явочным порядком строить, но случилось отравление Скрипаля, российских дипломатов начали высылать из очень многих стран, прежде всего в Европе и в США, международная обстановка накалилась, и реализация проекта «Северный поток-2» теперь выглядит весьма проблематичной.

Непонятно, зачем Россия вкладывала в реализацию проекта столько времени, энергии и средств, в том числе и на подкуп и коррумпирование европейского бизнес-политического истеблишмента, чтобы потом одним покушением на отставного шпиона-предателя смазать всю проделанную работу? Правда, в Москве утверждают, что к отравлению Скрипаля никакого отношения не имеют, и все это есть провокация Запада…

В вопросе второй очереди «Северного потока» очень многое зависит от того, насколько далеко американцы готовы зайти в вопросе введения санкций. Одно дело вводить их в отношении путинского окружения, московских чиновников и российского бизнеса, начиная с «Газпрома», который уже находится под американскими санкциями, но не особо от этого страдает, продолжая прокачивать топливо в Европу. И совершенно другое дело, когда возникает вопрос о введении американских санкций в отношении крупных европейских корпораций за сотрудничество с Россией, например, за сотрудничество энергетических компаний с «Газпромом» или его дочерними предприятиям в сооружении второй очереди балтийского газопровода. Как это отразится на экономиках США, Европы и всего Запада, можно только гадать.

Тем не менее, в США уже заговорили о возможности введения таких санкций. В частности, недавно 39 американских сенаторов потребовали от Министерства финансов и Госдепартамента США заблокировать реализацию проекта. По данным СМИ, сенаторы направили письмо с соответствующим требованием на имя министра финансов Стивена Мнучина и первого заместителя госсекретаря Джона Салливэна.

По мнению сенаторов, если проект «Северный поток-2» будет осуществлен, то «американские союзники и партнеры в Европе окажутся под еще большим злонамеренным влиянием со стороны Москвы». «Это будет шаг назад на пути диверсификации в Европе энергоисточников, поставщиков и маршрутов доставки, — обеспокоены американские сенаторы. — Нас тревожит то, что «Северный поток-2» подорвет экономику Украины и других стран в Центральной Европе, через территорию которых осуществляется транзит газа».

Парламентарии напомнили, что подписанный Дональдом Трампом в августе 2017 г. закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) может быть использован администрацией для поддержки энергетической безопасности Европы. Сенаторы призвали американскую администрацию сделать все, чтобы вторая очередь «Северного потока» никогда не была построена.

В свою очередь, Госдепартаменте США не исключают, что во исполнение закона CAATSA американские санкции могут быть применены к иностранным компаниям, задействованным в реализации проекта «Северный поток-2». Это более чем прозрачный намек европейским энергоконцернам, принимающим участие в проекте. В соответствующем заявлении Госдепа отмечается, что американское внешнеполитическое ведомство потратило много времени на то, чтобы объяснить своим союзникам, партнерам и другим странам «последствия CAATSA» и то, как их можно избежать.

«Правительство Соединенных Штатов выступает против проекта «Северный поток-2». Мы считаем, что проект подорвет в целом энергетическую безопасность и стабильность Европы. Он предоставит России еще одно средство для оказания давления на европейские страны, особенно на такие, как Украина», — заявила представитель Госдепа Хизер Науэрт.

Впрочем, с формальной точки зрения закон не обязывает администрацию Трампа вводить санкции в отношении «Северного потока — 2», но дает такую возможность. «Это может быть сделано, если и когда администрация посчитает, что ситуация того требует», — пояснила заместитель помощника госсекретаря по энергетическим ресурсам Сандра Оудкирк, отметив, что санкции, в случае их введения, призваны будут повлиять на действия России в контексте украинского кризиса.

В Германии американское мнение принимают к сведению, но позиция Берлина до сих пор осталась прежней. Здесь продолжают настаивать на исключительно экономическом характере проекта, который должен быть реализован в соответствии с европейским и национальным законодательством.

Но в Европе обвиняют Штаты в том, что в вопросе санкций они преследуют и сугубо экономические цели. В 2017 г., когда сенат США принял против Москвы новые санкции, которые могут затронуть европейские фирмы, сотрудничающие с Россией в строительстве газопроводов, документ раскритиковали в Евросоюзе. По мнению внешнеполитического ведомства Германии, с помощью санкций Вашингтон пытается освободить место для поставки американского газа в ЕС.

С критикой ужесточения санкций выступала канцлер Германии, лидер системообразующей и находящейся сейчас у власти партии ХДС Ангела Меркель. Лидер немецких социал-демократов, еще одной системообразующей партии, являющейся младшим партнеров по правящей коалиции Мартин Шульц заявил, что антироссийские санкции Вашингтона направлены против Германии.

Западные СМИ отмечают, что под санкции может попасть, например, германская нефтегазовая корпорация Wintershall, являющаяся одним из инвесторов строительства «Северного потока-2». В корпорации заявили, что считаться с интересами Украины не намерены.

«Это не наша задача как компании — консолидировать бюджет Украины», — подчеркнул глава компании Марио Мерен в комментариях СМИ, указав на плохое состояние украинской газотранспортной системы. По его словам, на протяжении десятилетий европейские потребители платили миллиарды за транзит газа через Украину, но эти деньги Киев тратил на что угодно, только не на обслуживание трубопроводов.

При всей циничности позиции главы Wintershall, он во многом прав. Украинскую ГТС, конечно, поддерживают в более или менее пристойном состоянии. Что же касается реконструкции и модернизации трубы, то разговоры об этом и модный нынче «поиск инвесторов» идут еще со времен Леонида Кучмы, но дальше разговоров дело не пошло. Москва же в компании с европейскими компаниями за эти годы успела построить первую очередь «Северного потока» и вплотную подошла к строительству второй очереди. К тому же, в отличие от украинской ГТС, сооружавшейся 40-50 лет назад, «Северный поток» строится на современной технологической базе.

И все же, американцы озаботились «Северным потоком» отнюдь не только и не столько из любви к справедливости. Заявления о санкциях звучат одновременно с анонсированием планов по налаживанию поставок американского сжиженного газа в Европу. То есть речь идет о лоббировании интересов американских энергетических компаний путем политического давления на Европу со стороны американского государства.

Очевидно, что планы американцев по поставкам в Европу сжиженного газа столь же противоречат интересам Украины, как и сооружение «Северного потока», ибо при любом варианте это приведет к снижению объемов прокачки газа по нашей ГТС.

Другое дело, что планы американцев по организации поставок в Европу сжиженного газа в таких объемах, чтобы серьезно потеснить российский трубопроводный газ, пока что выглядят крайне сомнительными.

Эксперты не исключают, что против европейских компаний, которые участвуют в проекте «Северный потока-2» будут введены санкции. Но даже без международного обострения, введение санкций против ведущих европейских компаний и вполне возможная ответная реакция Европы могут существенно разбалансировать экономику Запада и мировую экономику в целом.

Впрочем, изложенные выше расклады имели место до отравления в Британии бывшего российского шпиона Скрипаля. Указанные выше препирательства могли продолжаться далее. Американцы продолжали бы угрожать санкциями европейским компаниям, не решаясь их ввести, поскольку это может ударить и по экономике США и Запада как такового. Европа, прежде всего, Германия продолжала бы вяло отбиваться от давления из-за океана, а реализация проекта постепенно продвигалась бы.

После инцидента с отравлением якобы боевым газом российско-советского производства ситуация резко изменилась в худшую сторону для Москвы и ее «друзей» в Европе. Массовая высылка российских дипломатов, закрытие целых консульских учреждений России, например, в Сиэтле, ответные действия Москвы, общее международное обострение могут, как минимум, надолго отодвинуть создание газопровода «Северный поток-2» хотя бы даже по причине резко негативного политического фона. Более того, американцы получают дополнительные козыри в вопросе введения санкций, поскольку даже сама Меркель вынуждена была возмущаться фактом отравления никому не нужного отставного шпиона-предателя.

Даже поиск необходимых для строительства средств, объем которых оценивается в €10 млрд, будет весьма затруднен, поскольку не далеко не каждый банк захочет кредитовать проект, рискуя попасть под санкции Америки.

Александр Карпец