События 2014 года сделали очевидным, что Россия пойдет практически на все, чтобы восстановить контроль над Украиной. Одержимость российского президента Владимира Путина Украиной уже стоила более 14 000 жизней и ввергла мир в новую холодную войну. Сейчас он угрожает начать масштабное вторжение, которое может привести к самому разрушительному европейскому конфликту со времен Второй мировой войны.
Одержимость Путина всем украинским хорошо известна. Несмотря на официальные отрицания Кремля, его война на востоке Украины принесла самые жуткие последствия для людей и инфраструктуры региона, с того момента, как весной 2014 года кремлевские войска начали захватывать города и поселки по всему региону. Как информируют Экономические новости, об этом пишут Андрей Загороднюк, экс-министр обороны Украины и Александр Хара, дипломат, эксперт в области иностранных дел и политики безопасности, для The Atlantic Council.
Российский лидер также печально известен своими частыми и зачастую весьма эмоциональными публичными заявлениями на тему Украины. К ним относится и примечательное эссе Путина от июля 2021 года, в котором он открыто поставил под сомнение украинскую государственность и заявил, что “подлинный суверенитет Украины возможен только в партнерстве с Россией”.
Хотя конечная цель Путина относительно ясна, Россия испытывает трудности в достижении своих целей. Москва применила военную силу в Крыму и на востоке Украины. Она пыталась дестабилизировать Украину изнутри с помощью ряда кампаний по дезинформации и пророссийских политических проектов. Она пыталась оказать давление на президента Зеленского, чтобы заставить его реализовать российскую интерпретацию Минских соглашений, которая уничтожит суверенитет Украины.
Ни одна из этих тактик не привела к желаемому результату. Напротив, враждебные действия России оказались контрпродуктивными, значительно усилив поддержку украинского общества евроатлантической интеграции и укрепив решимость страны геополитически дистанцироваться от Кремля. Явное большинство украинцев теперь поддерживает идею вступления в ЕС и НАТО, а альянс в прошлом году повысил статус Украины до статуса партнера с расширенными возможностями и с тех пор подтвердил свою приверженность будущему членству Украины в НАТО.
Столкнувшись с провалом своей политики в отношении Украины, Путин, похоже, решил резко поднять ставки и пригрозить Украине крупномасштабной войной с применением обычных вооружений. С октября 2021 года поступают сообщения о растущем наращивании военной мощи вдоль обширной сухопутной границы России с Украиной. Российские подразделения были переброшены на позиции к северу, востоку и югу от Украины таким образом, который, по мнению экспертов, полностью соответствует подготовке к крупному наступлению.
На данном этапе действия России, похоже, направлены на то, чтобы заставить Запад отказаться от Украины. Большая часть этих усилий направлена непосредственно на Соединенные Штаты, причем дебаты о возможном вторжении ведутся преимущественно в американском информационном пространстве. Это указывает на тщательно спланированную операцию влияния России, направленную на американское внешнеполитическое сообщество.
Соединенные Штаты, как один из основных сторонников Украины, занимают центральное место в мышлении Кремля, стремящегося решить украинский вопрос. Многие россияне были воодушевлены недавними шагами администрации Байдена, такими как решение разрешить строительство газопровода “Северный поток – 2”. В Москве растет мнение, что акцент Белого дома на Китае создает возможности для России.
Сейчас Кремль, похоже, стремится поставить Вашингтон перед выбором: отступить от Украины или стать свидетелем насильственного порабощения страны с помощью подавляющей военной силы. Это ложный выбор, который игнорирует реалии, с которыми столкнутся любые российские силы вторжения, если Путин действительно отдаст приказ о начале военного нападения.
Сегодняшняя Украина далека от того несостоятельного государства, которое изображается кремлевской пропагандой. Это все более уверенная в себе нация со зрелым и закаленным в боях гражданским обществом. С момента обретения независимости три десятилетия назад украинцы приняли европейскую идентичность и все больше считают себя частью широкого демократического мира. Дважды за последние двадцать лет они миллионами выходили на улицы, чтобы защитить демократические ценности страны от внутреннего авторитаризма и иностранного вмешательства.
Вторжение в Украину не обеспечит Путину той “быстрой победоносной войны”, на которую надеются многие в Москве. Украинские военные имеют высокую мотивацию и будут сражаться на своей собственной земле против иностранного захватчика. В отличие от большинства российских войск, которые сейчас сосредоточены вдоль границы, практически все украинские батальоны и бригады имеют боевой опыт. Годы конфликта с Россией также создали огромный резерв закаленных в боях и высококвалифицированных ветеранов, число которых исчисляется сотнями тысяч.
Хотя очевидно, что Россия обладает подавляющим военным превосходством как в численности, так и в вооружении, любые силы вторжения неизбежно понесут серьезные потери, которые Москве будет трудно оправдать перед российским обществом. Такой конфликт не только не повысит внутренний рейтинг Путина, но и быстро подорвет стабильность всего его режима.
После пересечения границы российские оккупационные войска столкнулись бы с мощным сопротивлением украинских военных и нерегулярных сил, состоящих из ветеранов и добровольцев, что сделало бы невозможным эффективное управление. Военное превосходство Москвы в плане авиации и обычных вооружений было бы малоэффективным против того сопротивления, которое могла бы оказать Украина.
Российские войска также не будут радушно встречены украинским гражданским населением. Москва уже однажды совершила эту ошибку семь лет назад, когда Кремль, очевидно, попал в ловушку, поверив собственной пропаганде, и впоследствии был шокирован, когда украинское общество мобилизовалось в поддержку обороны страны.
С тех исторических дней весны и лета 2014 года противодействие украинского общества российскому вмешательству только усилилось. За последние семь с половиной лет потери, нанесенные путинской войной, ощутило на себе все украинское общество. Между тем, мрачные реалии российской оккупации на востоке Украины оставили мало украинцев в сомнениях относительно разрушительных экономических и социальных последствий более широкого наступления Кремля.
Это не локальная проблема. Крупная война в Украине полностью изменит климат европейской безопасности и будет иметь катастрофические последствия для всего региона. Миллионы украинских беженцев хлынут в соседние страны ЕС. Экономика Украины рухнет, что повлечет за собой широкий спектр негативных последствий для европейской и мировой экономики, включая все – от перебоев с поставками продовольствия до потери торговли и инвестиций.
Также важно понимать, что российские амбиции не заканчиваются на Украине. Это опасное заблуждение, которое не позволяет понять истинный масштаб современного российского ревизионизма. В действительности Путин стремится разрушить весь основанный на правилах мировой порядок, созданный в десятилетия после Второй мировой войны и укрепившийся после распада СССР.
Вместо него он мечтает о мире, разделенном на сферы влияния, где крупные державы, такие как Россия, могут свободно диктовать волю своим более слабым соседям. Контроль над Украиной – важная часть этого видения, но это лишь один из элементов гораздо более амбициозной ревизионистской программы.
Если Запад не сможет остановить Путина в Украине, кибератаки и дезинформационные кампании Кремля усилятся, а российские наемники и обычные силы будут в еще большем количестве направляться в проблемные точки по всему миру. Москва станет смелее использовать оружие для поставок энергоносителей и усилит поддержку дестабилизирующих политических и социальных движений во всем демократическом мире.
Чтобы избежать большой войны в Украине, Америка и Европа должны быстро и решительно отреагировать на нынешние действия Путина. Эта реакция должна включать ускоренную военную поддержку Украины, а также четкие и недвусмысленные предупреждения о готовности Запада применить самый жесткий пакет санкций.
Поскольку имеющиеся данные указывают на возможность российского вторжения в Украину в первые месяцы 2022 года, нет времени на создание необходимых средств сдерживания в виде истребителей и систем ПВО. Однако существует ряд военных мер, которые можно предпринять для повышения способности Украины нанести непоправимые потери вторгшимся российским войскам.
Между тем, жизненно важно, чтобы санкции были детально разработаны и объявлены в ближайшие недели. Российская экономика сильно зависит от Запада и уязвима для санкций. Америка, вероятно, возьмет на себя инициативу по разработке серьезных санкций, но важно, чтобы Великобритания и ведущие страны ЕС, включая Германию и Францию, также выразили свое безоговорочное одобрение.
Мир должен понять, что, хотя украинцы готовы защищать свою страну от широкомасштабного российского вторжения, издержки последующего конфликта будут катастрофическими по масштабам и глобальными по характеру.
Угрожающее наращивание военной мощи Путиным направлено на запугивание международного сообщества, но было бы трагической ошибкой считать, что российский лидер просто блефует. Его одержимость Украиной и желание отменить итоги 1991 года означают, что крупная война в Украине не исключена. Любые признаки колебаний Запада сделают вторжение гораздо более вероятным.
Это делает превентивную политику неотложным приоритетом. Пока не стало слишком поздно, Запад должен продемонстрировать свою решимость выступить на стороне Украины и установить сокрушительную цену для Кремля. Поскольку нынешние планы России зловещи, но до конца не ясны, то готовность к войне как со стороны Украины, так и со стороны цивилизованного мира, является лучшим сдерживающим фактором.