Политика

Зачем Путину Азовское море?

Завершение строительства Керченского моста, который связывает аннексированный Крымский полуостров с побережьем России, ознаменовало новый виток гибридной войны. Теперь внимание Кремля с Востока Украины переключилось на ее южную часть.

Помимо того, что возведенный мост грубо нарушает все общепринятые международные нормы и законы, нанося вред экологии Черного моря, конструкция блокирует проход больших судов в украинские порты Азовского моря. Более того, в последнее время участились рейды Пограничных войск ФСБ России на оставшееся количество суден, идущие к украинским берегам и обратно. Политики и эксперты заговорили о возможности полномасштабной войны с Россией.

Как известно, с построением Крымского моста Россия установила ограничения для прохождения судов в украинские порты в Азовском море, что противоречит Конвенции ООН по морскому праву. Высота арки моста ограничена 33 м над уровнем моря. Ранее проход через Керченский пролив был разрешен судам длиной до 200 м, но теперь Россия заявила об ограничении разрешенной длины до 160 метров.

Ситуация усугубляется тем, что Азовское море, согласно договору между Украиной и Россией от 2004 г., является морем внутреннего пользования. Соответственно его могут свободно использовать две стороны. Поэтому формально РФ может осматривать суда, идущие к берегам Украины и обратно.

«Формально российская сторона может осматривать суда, но мы прекрасно понимаем, что в данном случае этот механизм используется, как юридическое и экономическое давление на Украину», — сказал пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян.

По его словам, обострение ситуации в акватории Азовского моря началось после задержание украинскими пограничниками рыболовецкого судна «Норд» под флагом России. «После задержания «Норда» появилась информация о том, что российские пограничники в Азовском море начали охоту за украинскими моряками. Россиянам удалось захватить две небольшие украинские шхуны. Это 7 украинских моряков», — сообщил Слободян.

Он обращает внимание, что в последнее время российская сторона изменила тактику поведения в Азовском море и начала на дольше задерживать иностранные суда при проходе в Керченском проливе. В частности, затягивая время предоставления разрешений прохода иногда до трех суток. «Россия изменила алгоритм действий… Не без изменения тактики действий Украины. Мы стараемся более решительно оказывать защиту украинским морякам, которые рыбачат в бассейне Азовского моря. Однако данная ситуация влияет на мощности наших прибрежных регионов, на экономическую привлекательность и трактовать по-другому, кроме как элемент экономического давления, это нельзя», – добавил он.

Стоимость простоя судов в зависимости от их параметров колеблется в пределах $5-15 тыс. в сутки.

Многие склоняются к тому, что такие действия России в акватории Азовского моря вызваны желанием возобновить водоснабжение в аннексированный Крым. Как известно, Мариуполь — это сухопутный путь из России к полуострову. Кремлю не удался проект так называемой «Новороссии», который должен был ограничить доступ центральной части Украины к Черному и Азовскому морям и соединить Крым с российской сушей.

После этого одним из глобальных негативных последствий для Кремля стала блокировка Украиной водоснабжения полуострову. Россия столкнулась с проблемой не только нехватки воды для сельского хозяйства, которое фактически уничтожено, но и просто для обеспечения жизнедеятельности региона. Эта проблема уже сегодня очень существенна. Поэтому многие эксперты считают, что данное обстоятельство является главной причиной свалившихся на Украину очередных неприятностей.

Сегодня Россия активно демонстрирует усиления своего присутствия в акватории Азовского моря. «Очень активные действия начались в мае 2018 г. На сегодня, по данным военной разведки, около 40 катеров, боевых катеров применяет РФ в акватории Азовского моря. Они зашли. Их раньше в таком количестве не было. Это и катера ФСБ, и военные катера. Даже два малых ракетных корабля перебрасывались из Каспия в Азовское море, это была демонстрация усиления», — сообщил представитель Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Вадим Скибицкий.

По его словам, Россия взяла под контроль все морские пути к портам Бердянска и Мариуполя. «Они очень активно начали контролировать все, что происходит в Азовском море, и всю прибрежную зону в Азовском море… Количество судов, подлежащих осмотру со стороны РФ, увеличивается», — резюмировал он.

В свою очередь, руководитель Украинского милитарного центра Тарас Чмут исключает полномасштабную войну с Россией, так как Украине нечем противостоять. «Военно-морской потенциал Украины очень ограничен, ведь после аннексии Крыма наши ВМС потеряли все свое корабельное ядро на полуострове, и те остатки, которые вернули россияне на сегодня не в состоянии выполнять ни единого комплексного задания на море», — отметил он.

Эксперт обратил внимание, что Азовское море патрулируют только пограничники, имеющие в распоряжении один боевой корабль и 20 катеров различного назначения и тоннажа, все мощности сосредоточены в Черном море. В то же время Чмут убежден, что альтернативный путь оказывать сопротивление в Азовском море при ограниченных возможностях существует.

«Понятно, что крупные корабли мы не получим, но вариант доставки МБАКов (малых бронированных артиллерийских катеров — Авт.) сушей возможен. Кроме того, в составе ГПС, морской охраны есть артиллерийские катера проекта «Шмель». Подобные катера Россия несколько месяцев назад перебросила с Каспийского моря в Керч. Мы также могли бы перекинуть их с Дуная. Да, они не новые, но это можно сделать условно быстро. Строить флот… Корветная программа до 2028 г. — через десять лет 4 корабля – для нас это нонсенс. То есть, не обязательно упираться в корабли или катера. Та же морская авиация, вертолеты армейской авиации…  Это определенная демонстрация сил и возможностей, и месседж России, что катеров нет, но есть вертолеты, и с ними тоже можно играться», — сказал он.

К слову, еще в 2016 г. Минобороны заявило о планах к 2020 г. спустить на воду до 30 хорошо вооруженных малых кораблей, которые образуют так называемый «москитный флот», способный разом атаковать большие цели. Впрочем, судя по реальным темпам строительства кораблей, эти планы не будут выполнены. При этом Украина намерена провести ремонт ПСКР «Донбасс», который будет проходить в пределах акватории Азовского моря в течение 45 дней. Стоимость ремонта составит 6,5 млн грн.

Глава наблюдательного совета «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко убежден, что Украина также должна предложить нашим партнерам создать международное военно-морское соединение (Украина-Грузия, Украина-Румыния, Украина-Грузия-Румыния, возможно, с участием Турции) специального назначения (защита морской и прибрежной инфраструктуры).

«Надо проработать с партнерами введение санкций против всех портов РФ в Черном и Азовском морях в связи с их участием в поставках товаров и войск в оккупированный Крым, а также в схемах обхода международных санкций в отношении Крыма. Пример санкций за аннексию Крыма четко показал действенность. Такой картой никто не будет пренебрегать», — подчеркнул Клименко.

Эксперт отмечает, что российские порты на Азовском море — Ростов, Азов, Ейск, Таганрог — одно из главных направлений экспорта российского зерна, нефти, бензина, гранулированной серы. То есть с введением санкций у них будут очень большие убытки. Клименко подчеркивает: необходимо наложить санкции на Россию за трафик в оккупированный Крым. В то же время, по словам специалиста, Россия может и в дальнейшем усиливать проверку судов, которые проходят по Керченскому проливу, и даже закрыть его вообще, хотя это и запрещено международными правилами.

А вот директор Института «Украинские студии стратегических исследований» Юрий Сиротюк связывает экономическую блокаду Азовского моря с грядущими президентскими выборами в нашей стране. «Только обостряется внутренняя ситуация в Украине, только политический рейтинг президента и его партии падает — мы сразу слышим от власти, что «Путин нападет»», — говорит он.

«Если посмотреть на представителей от оппозиции, претендующих на президентское кресло, которых считают агентами Кремля, то все они говорят о мирном урегулировании конфликта. То есть, это то, чего ищет Россия. Обострение ситуации с этой точки зрения России не выгодно, потому что это станет причиной концентрации людей вокруг других политических сил», — заявил руководитель Центра оборонных реформ Александр Данилюк.

В то же время, он не исключил возможность пессимистического сценария. «Конечно, есть угроза того, то могут сложиться обстоятельства, которые заставят Кремль реализовать свой план в Южной Украине досрочно», — сказал он.

Таким условием, например, может быть уничтожение Крымского моста. Так, по информации российских СМИ, существует чрезмерный перегруз на мост даже в статическом состоянии, поэтому гипотетически его разрушение возможно. «Если такая ситуация и случиться, то понятно, что отвечать будут не друзья и компаньоны Путина, которые помогали ему строить этот мост, а ответственность будет положена или на диверсионные силы Украины или каких-то мифических морских добровольцев, что может стать основанием для эскалации», — резюмировал он.

Ранее бывший командующий Военно-морскими силами, вице-адмирал Сергей Гайдук в качестве одного из вариантов, как обезопасить Украину от возможного наступления России на Азовском море, предложил разместить в нем заграждения в виде мин. По его словам, речь идет не о классических морских минах, которые имеют ограничения по глубине (Азовское море имеет максимальную глубину в 14 метров — Авт.).

«Но формирование взрывных (с противодесантными минами) и неразрывных ограждений является реальным шагом к предотвращению потерь», — говорит Гайдук. Он убежден, что заблокировать саму себя для Украины это не станет проблемой. «Это просто — есть понятие «фарватер военный контролируемый». Все минные поля и заграждения наносятся на карты. Караваны судов проводят по этим фарватерам», — пояснил он.

В свою очередь, политический эксперт центра «Дом демократии» Анатолий Октисюк для борьбы с морской блокадой предлагает вообще отделить Крым от материка, окончательно превратив его в остров. «Нам нужно прорыть канал, чтобы соединить Черное море с Азовским», — утверждает он.

Такого же мнения придерживается и соучредитель Украинского института будущего Юрий Романенко. По его словам, такой канал станет ответом Украины на мост через Керченский пролив, и позволит ходить кораблям из Черного море в Азовское без давления со стороны России.

Ксенiя Лазоренко