Несмотря на то, что голосование по законопроекту о создании Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) №7440 должно состояться до конца текущей недели, вопрос о том, кто будет отбирать кандидатов в антикоррупционные судьи, до сих пор остается открытым.
Законопроект о ВАКС, который был подан по инициативе президента Петра Порошенко, ожидает своего принятия еще с декабря прошлого года. Он задумывался как полностью независимый от власти орган, который завершит создание самостоятельной вертикали органов противодействия коррупции, в которую входят Нацагенство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП).
Западные партнеры рассчитывали, что он начнет работать до выборов-2019. Однако парламентарии удосужились только 1 марта принять соответствующий документ за основу. Ко второму чтению набралось почти две тысячи правок. Работа над ними в профильном комитете по вопросам правосудия и правовой политики Рады не велась до последнего времени. И только в начале этой недели процесс оживился.
На кону — обещание Евросоюза открыть в будущем программу макрофинансовой помощи Украине в размере €1 млрд, не считая транша МВФ в размере $1,9 млрд, обещанного уже в июне при условии принятия законопроекта о ВАКС.
Главным камнем преткновения является процесс отбора судей в ВАС. В своих рекомендациях Венецианская комиссия (ВК) несколько раз подчеркивала, что к отбору антикоррупционных судей в Украине должны быть привлечены иностранные эксперты. Причем в процессе отбора судей они должны иметь полноценный голос, а не только консультативный.
Однако эта рекомендация экспертов Совета Европы была проигнорирована в документе. Президент предлагает отвести независимым иностранным специалистам исключительно совещательный голос. А решение будет принимать Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККС). То есть, совет международных экспертов будет выносить свое решение по каждому кандидату. Но это решение может быть отменено. И это не устраивает западных партнеров, которые ранее пригрозили урезать финансирование нашей стране.
На согласительном совете глав парламентских фракций и комитетов в понедельник спикер Андрей Парубий высказал «сдержанный оптимизм» по данному поводу. Он заверил, что большая часть редакции ко второму чтению согласована с ВК и МВФ, но еще продолжается дискуссия за полномочия общественного совета международных экспертов. «Переговоры идут не на таких крайних позициях, они идут к сближению. У меня есть сдержанный оптимизм по поводу того, что мы сможем выйти на согласованные решения до момента конечного, заключительного голосования за Высший антикоррупционный суд», — отметил председатель ВР.
Спикер отметил, что решающее значение в принятии решения будет зависеть от парламентских фракций. «Надо будет провести раунд переговоров со всеми фракциями, хотя они все представлены в комитете. Но если будет найдена согласованная позиция, как это можно будет пройти достаточно динамично, за 5-6 часов, и выйти на принятие решения», — сказал он. В то же время он отметил, что есть риски, что такой компромисс не будет найден.
Профильный комитет уже дал необходимое по процедуре согласие для рассмотрения законопроекта в Раде, чье внеочередное заседание в понедельник состоялось с участием секретаря ВК Томаса Маркерта и одного из авторов заключения комиссии, эксперта Георгия Папуашвили, специально прилетевших для согласования ключевых позиций.
Позже председатель комитета Руслан Князевич (БПП) сообщил об основных изменениях в проект в ходе подготовки ко второму чтению, внесенных после консультаций с западными коллегами. Первое: из списка требований к кандидату на должность судьи ВАКС убрано упоминание о «практических навыках применения современных международных антикоррупционных стандартов и наилучших мировых практик в сфере противодействия и борьбы с коррупцией».
Кроме того, из текста законопроекта изъяли проверку кандидатов на полиграфе на предмет тайного злого умысла или причастности к прошлым преступлениям, о чем попросил МВФ. Минимальное количество судей, чтобы суд начал работать, было определено 35, из которых минимум десять должны быть судьями апелляционной инстанции. При этом, как отметил Князевич, точный полный состав ВАКС не прописали.
Подсудность суда сузили до дел, подследственных Национальному антикоррупционному бюро. Напомним, это было одним из главных замечаний к оригинальной редакции проекта. Вычеркнута возможность передавать дела, подсудные ВАКС, в другие суды. «В нынешней редакции проекта, если все судьи Высшего антикоррупционного суда взяли самоотвод, или же им заявили отвод — то есть рассматривать дело некому, оно в качестве исключения передавалось в апелляционный суд Киева», — отметил Князевич.
Суды, в которых слушаются дела, подсудные ВАКС, продолжат с ними работать и после начала работы суда новой юрисдикции. Кроме того, круглосуточная государственная охрана будет предоставляться в случае необходимости не только членам семьи, проживающим с судьей ВАКС, но и близким людям, с которым у судьи нет совместного быта (например, брат, бабушка или свекровь). Также в законопроекте укажут, что новый специализированный суд будет располагаться в Киеве. Преступлениями судей ВАКС будет заниматься Государственное бюро расследований. Изменения в будущий закон о ВАКС должны вноситься только специальным законопроектом с соответствующим названием, а не отдельными правками в «теле» посторонних проектов.
Вместе с тем, ключевое требование Запада пока не попало в новую редакцию законопроекта. Право вето для международных экспертов (не более семи человек), участвующих в отборе антикоррупционных судей первого состава ВАКС, остается не согласованным.
Согласно одобренному в первом чтении проекту, последнее слово — за ВККС, подконтрольной Администрации президента. Если две трети членов ВККС (11 из 16-ти) поддерживают кандидатуру, выводы международников отметаются. В проект уже вписали, что экспертный совет выносит решение о несоответствии кандидата критериям отбора простым большинством (минимум четырьмя голосами из семи). Далее предлагается обсуждать спорную кандидатуру на общем собрании экспертов и ВККС и решать ее судьбу двумя третями голосов.
Сейчас рассматриваются два возможных варианта. Первый— принимать решения о недопуске определенных кандидатов к конкурсу на совместном заседании 7 членов Совета международных экспертов и 16 членов ВККС. Главный спор здесь ведется о том, сколькими голосами должно приниматься такое решение. Другой вариант — ВККС возвращает кандидатов, подавших апелляцию на запрет участвовать в конкурсе, обратно в Совет экспертов, и она должна подтвердить свое вето. Но каким количеством голосов, опять же, до сих пор не решен.
Народный депутат Украины, лидер партии «Основа» Сергей Тарута считает, что, если бы нынешняя правящая коалиция захотела, то Антикоррупционный суд был бы создан еще год назад: «В Украине каждый президент выстраивал всю вертикаль власти, в т.ч. и судебную, под себя. Естественно, что никто не собирается наказывать за коррупцию себя и своих друзей. Поэтому международные партнеры настаивают на выполнении рекомендаций ВК, которые не учтены в президентской версии законопроекта».
«Я не понимаю, как сейчас представители власти могут утверждать, что закон будет учитывать требования ВК. Никто не может гарантировать, что они будут приняты, а не проигнорированы. Президент уже сейчас использует риторику — я вношу в парламент все как нужно, а депутаты плохие — это они не хотят принимать изменения», — отметил Тарута. По словам депутата, сейчас западные партнеры так загнали в угол руководство страны и большинство в Раде, что закон в финальной версии все-таки будет учитывать рекомендации Запада.
Напомним, при выполнении всех условий МВФ обещал дать $1,9 млрд. Нацбанк и Минфин очень на них рассчитывают в 2018 г. Без новых кредитов Украина не погасит старые, перспектива больших выплат по которым наступает уже в будущем году. Уже с 2019-го заканчивается четырехлетний льготный период, который в 2015-м выторговала Наталья Яресько при реструктуризации внешнего долга. Ежегодно Украине надо погашать не менее $5,5 млрд. А всего в ближайшие годы Украина должна выплатить по внешнему долгу $22,7 млрд. При золотовалютных резервах страны в $18,2 млрд.
Проблема с долгами усугубляется тем, что текущая программа Украины и МВФ объемом $17,5 млрд., из которых Украина получила $8,7 млрд., заканчивается весной 2019 года. Нужно вести переговоры о новой программе и подписывать новый меморандум. А брать на себя новые непопулярные обязательства в год выборов — перспектива не радужная.
В тоже время политолог Руслан Бортник констатирует, что время власть уже выиграла, даже если все рекомендации западных партнеров будут учтены. «Антикоррупционный суд первые свои решения вынесет не ранее 2020 г. То есть, после выборов. Многие чиновники останутся безнаказанными», — говорит он.
По его мнению, правящая в Украине команда опасалась, что независимый судебный орган сможет оказать влияние на формирование власти, привлекая к ответственности высших чиновников. «На самом деле, стоит не самый лучший выбор: либо внешний контроль над украинскими политическими элитами, либо сохранение нынешней прогнившей коррупционной системы. Любой вариант будет плохим для Украины», — пояснил он.
Накануне консультации с международными представителями и лидерами фракций в Раде продолжились. Ожидалось, что к вечеру депутаты начнут рассмотрение законопроекта о создании ВАКС, а в четверг уже выйдут на голосование. Однако этого не случилось. Перед закрытием вечернего заседания парламента спикер Андрей Парубий заявил, что норма документов насчет права вето Совета международных экспертов на кандидатуры антикоррупционных судей все еще не согласована. «Сегодня мы попробуем найти по этой последней позиции взаимопонимание», — пообещал он.
Если же парламентарии придут к общему решению до среды, 23 мая, профильный комитет сможет предоставить свою позицию относительно этих положений. В противном случае придется определяться по формулировке уже при рассмотрении законопроекта во втором чтении в сессионном зале. По словам Парубия, сейчас аппарат ВР готовит сравнительную таблицу, которая будет готова к утру среды. Он рассчитывает, что парламент будет рассматривать этот законопроект следующие два дня.