Политика

Гончаренко: Почему нельзя признавать сфальсифицированные выборы в России

Российские парламентские выборы 17-19 сентября устранили все остававшиеся сомнения в том, что Россия перестала быть демократией, и обнажили истинное авторитарное лицо путинского режима. Теперь международное сообщество должно признать эту реальность, отказавшись от признания результатов голосования.

Задолго до того, как в пятницу по всей России открылись избирательные участки, любые шансы на проведение свободных и честных выборов были полностью утрачены. В течение нескольких месяцев, предшествовавших выборам, большинству настоящих оппозиционных кандидатов не позволили выставить свои кандидатуры, а некоторых посадили в тюрьму или вынудили эмигрировать. Последние оставшиеся нережимные СМИ были закрыты, а российский интернет очищен от оппозиционных мнений. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Алексей Гончаренко, украинский депутат от партии “Европейская солидарность” для The Atlantic Council.

Порой усилия по подавлению свободных и демократических выборов доходили до абсурда. В Санкт-Петербурге власти ухитрились зарегистрировать пару “кандидатов-клонов” с одинаковыми именами и поразительным физическим сходством с одним из немногих оппозиционных деятелей, которому удалось попасть в избирательный бюллетень.

Репрессии распространились и на такие мировые бренды, как Apple и Google. По сообщениям, местным сотрудникам технологических гигантов угрожали тюремным заключением, чтобы заставить их удалить приложения, предназначенные для мобилизации антикремлевских голосов.

Сами выборы были не лучше. В течение трех дней голосования были зарегистрированы тысячи отдельных нарушений, а социальные сети были наводнены видеозаписями с избирательных участков, на которых запечатлено все – от вброса бюллетеней до физического запугивания наблюдателей за выборами. Во многих случаях подозрительная задержка результатов электронного голосования, по-видимому, помогла обеспечить победу кандидатам от правящего режима.

Все это, конечно, не было неожиданностью. За двадцать один год правления Владимира Путина российские выборы неуклонно теряли всякую иллюзию демократической легитимности и превратились в форму гротескного политического театра, позволяющего режиму вновь захватить власть.

Почему к нынешнему голосованию следует относиться иначе, чем ко всем остальным фальсифицированным российским выборам?

Одним из ключевых факторов является время. Это было последнее запланированное общенациональное голосование перед тем, как нынешний президентский срок Путина подойдет к концу через три года. Многие ожидают, что он останется у власти и после 2024 года, подтверждая тем самым, что Россия скатывается к диктатуре. Сейчас самое время послать четкий и недвусмысленный сигнал о том, что любые подобные попытки приведут к значительному ущербу для международного положения России и авторитета самого Путина как политического лидера.

Решение вовлечь в этот процесс оккупированную часть Украины – еще один весомый аргумент в пользу отказа признать выборы в России. Москва проводит выборы в оккупированном Крыму с момента военного захвата украинского полуострова в 2014 году. Однако в ходе этого голосования были предприняты целенаправленные усилия по мобилизации захваченного электората на оккупированной Россией восточной Украине.

Эта хитрость была отчасти направлена на то, чтобы собрать больше голосов для путинской партии “Единая Россия”, но, похоже, Кремль также рассматривал ее как предлог для того, чтобы привязать оккупированные территории ближе к Москве и ускорить политику паспортного империализма, начатую весной 2019 года.

За последние два с половиной года Москва выдала более 600 000 российских паспортов украинским гражданам, проживающим на оккупированной Россией восточной Украине. Некоторые жители этого экономически депрессивного региона приняли российские паспорта как средство для получения работы в России. Другие были вынуждены принять российское гражданство, чтобы сохранить работу или получить доступ к государственным услугам.

Цель Кремля – превратить восточную Украину в неофициальный паспортный протекторат. В период активизации российской войны на украинской границе в начале этого года многие высокопоставленные кремлевские чиновники дали понять, что недавно созданное население из российских граждан на востоке Украины рассматривается в Москве как бессрочный предлог для военной интервенции.

Служба безопасности Украины сообщила о резком росте числа российских паспортов, выдаваемых на оккупированном востоке страны накануне выборов, состоявшихся на прошлой неделе. По имеющимся сообщениям, местные жители столкнулись с угрозой штрафов или увольнений, если они не примут участие в голосовании в российский парламент.

Жители оккупированной восточной Украины могли проголосовать онлайн или лично в соседней Ростовской области, где, по сообщениям, был организован парк из более чем 800 автобусов и дюжины специальных железнодорожных перевозок, чтобы переправить их через границу на юг России. По имеющимся данным, некоторые украинцы получили российские паспорта непосредственно перед голосованием.

Проведение российской избирательной кампании на территории Украины означает недействительность самого голосования, а также превращает его в инструмент агрессивной внешней политики Кремля. Именно поэтому на прошлой неделе украинский парламент выступил с обращением к международным организациям и коллегам-парламентариям по всему миру, призвав их не признавать выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Это предложение было поддержано украинскими парламентариями подавляющим большинством голосов.

Дискуссии о непризнании не являются чем-то беспрецедентным. Напротив, они тесно перекликаются с резолюцией, принятой на прошлой неделе Европейским парламентом, который призвал ЕС поддержать демократию в России, назвав при этом режим Путина “застойной авторитарной клептократией, возглавляемой пожизненным президентом, который окружен кучкой олигархов”.

“Если парламентские выборы в России на этой неделе будут признаны сфальсифицированными, ЕС не должен признавать российскую Думу и должен потребовать отстранения страны от участия в международных парламентских ассамблеях, включая Совет Европы”, — прокомментировал автор резолюции, евродепутат от Литвы Андрюс Кубилюс.

Международный подход к недавним событиям в соседней Беларуси также заслуживает внимания. Когда белорусский диктатор Александр Лукашенко отреагировал на внутренние протесты по поводу крайне нечестных выборов президента в августе 2020 года жестокими репрессиями, ЕС и США ответили отказом признать его легитимность.

Прошедшие парламентские выборы в России были такими же недемократичными, как и прошлогоднее голосование в Беларуси. Более того, Кремль также заставил тысячи украинцев участвовать в этом фарсе, а сам использовал выборы для укрепления контроля Москвы над восточным регионом Украины – Донбассом. Таким образом, медленная смерть российской демократии превращается из внутреннего в международное дело.

Слишком долго международное сообщество играло с шарадой, что современная Россия все еще является действующей демократией. Это лишь укрепляло позиции Путина на международной арене и усиливало его претензии на легитимность внутри самой России. Настало время попробовать другой подход.

Отказ от признания недавних выборов в Думу не изменит поведение России в одночасье. Однако, отвергнув это явно сфальсифицированное и глубоко нечестное голосование, западные лидеры могут отказать Путину в доверии, которого он жаждет, но не заслуживает, подтвердив при этом свою собственную приверженность основным демократическим принципам, которые российский лидер так часто нарушает.

Оксана Ельченко