Поведение бывшего президента Грузии каждый раз шокирует и вскоре грозит переполнить чашу терпения украинской власти. Накануне оппозиционер прибыл в Генпрокуратуру (ГПУ), куда был вызван на допрос, однако показания давать отказался, в очередной раз поскандалив с сотрудниками ведомства. А днем ранее его сторонники пытались захватить Октябрьский дворец и создать там свою штаб-квартиру.
После того, как 11 декабря Печерский суд Киева отказался арестовывать Саакашвили и отпустил его на поруки народных депутатов, тот еще больше осмелел в своих действиях. Уже 17 декабря в столице оппозиционер организовывает «марш за импичмент президента», в котором, по данным полиции, приняли участи около 2 тыс. человек. Они прошли от парка им. Шевченко по Крещатику до Майдана Независимости, после чего часть протестующих отправилась к Октябрьскому дворцу и предприняла попытку его штурма.
В результате произошли стычки с силовиками, охранявшими здание. В ходе столкновений пострадали 60 нацгвардейцев, из них 15 — госпитализированы. Сообщалось, что митингующие применили неизвестный газ с раздражающим действием, а также петарды и бутылки с водой. По факту воскресных событий открыты уголовные производства по ст. 15 ст. 341 (покушение на захват государственных или общественных зданий или сооружений), ст. 345 (угроза или насилие относительно работника правоохранительного органа) и ст. 343 (вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа) Уголовного кодекса.
Сам Саакашвили позже заявил, что штурм Октябрьского дворца был спланированной провокацией с целью дискредитировать мирный протест. Политик подчеркнул, что его политическая сила «Рух новых сил» полностью отмежевывается от случившегося. Он указал, что призывы к захвату здания исходили от неизвестных лиц в балаклавах. «Мы призвали международное сообщество к расследованию того, кем были эти провокаторы, кто бросал петарды, кто призывал людей к штурму. Большинство из тех людей были в балаклавах и, как я понимаю, никто из них не задержан. Я хочу, чтобы эти люди были наказаны», — заявил он.
Тем не менее, присутствие своих сторонников возле здания пояснил так: «Нам сказали, что там можно спокойно посидеть в зале, создать временный координационный центр и там арендовать две комнаты. Когда мы туда подошли, нас вместо того, чтобы встретила дирекция, встретили большие силы Нацгвардии». Непонятным также остается тот факт, за чей счет Саакашвили намеревался «арендовать» часть здания, поскольку в ходе своего выступления он успел заявить об отсутствии средств.
Послы Канады и Великобритании выступили с осуждением сторонников Саакашвили занять Октябрьский дворец. Позже и в посольстве США сделали соответствующее заявление. Западные дипломаты убеждены, что попытки захвата и уничтожения публичных зданий — это «злоупотребление правом на мирный протест».
По словам первого зампредседателя ВР Ирины Геращенко, парламент также выступит с консолидированным заявлением относительно осуждения данных действий сторонников грузинского оппозиционера. Такое заявление она сделала в ходе заседания согласительного совета. «Это несправедливо, если мы с вами сделаем вид, что мы не замечаем тех событий, которые произошли в воскресенье. Когда под угрозу впервые были поставлены жизни и здоровья простых граждан Украины, по сути из-за террористических действий определенных, в том числе, и народных депутатов Украины, и других так называемых политиков (на самом деле, это политиканы) вблизи Октябрьского дворца. И я считаю, что это та ситуация, которая требует консолидированного политического заявления от ВР, что мы это осуждаем», — указала она. Геращенко отметила, что право на мирный протест нельзя смешивать с правом на мирную жизнь граждан.
Тем временем, накануне Саакашвили с адвокатом пришел в ГПУ, однако идти на допрос отказался. По его словам, раньше он не приходил на допрос, потому что ему не была вручена повестка. «Третий раз сюда я пришел, потому что буду выполнять по повестке все требования закона. Я совсем не уважаю украинских прокуроров, я уважаю законы Украины… Раньше ни разу мне не была вручена официальная повестка», — сказал он.
Саакашвили устроил перепалку с прокурором, позвавшим его на допрос внутрь здания ГПУ. В ходе словесного конфликта политик повысил голос на прокурора, после чего тот призвал его не кричать. Отказавшись идти на допрос Саакашвили обратился к прокурору: «Заткнитесь и послушайте моего адвоката». Кроме того, политик заявил о необходимости передачи его дела в СБУ. Именно туда он пообещал «прийти и дать показания». А вместо общения с прокурорами провел брифинг для СМИ.
Представитель ГПУ Андрей Лысенко сообщил, что его ведомство намерено повторно вызвать Саакашвили для проведения следственных процессуальных действий. По его словам, экс-главу Одесской ОГА вызвали для проведения допроса, а также получения экспериментальных образцов голоса для проведения фоноскопической экспертизы для подтверждения голосов на видеопленках, которые были раньше опубликованы ГПУ. Он уточнил, что в настоящее время уголовные производства в отношении Саакашвили расследует следственное управление СБУ в городе Киеве и Киевской области, а ГПУ осуществляет процессуальное руководство.
Политический обозреватель Милан Лелич считает, что заявления экс-главы Одесской ОГА о намерении создать штаб общественного контроля в Октябрьском дворце изменились из-за полного провала данной «инициативы». «Тяжело анализировать события, которые сами инициаторы и главные участники не смогли вложить в какую-то стратегию и план действий. Видим абсолютно хаотические заявление и подвижки, в первую очередь от главного идеолога и стержня этого процесса Саакашвили. Сначала он четко заявил с трибуны, и имеется соответствующее видео, о походе на Октябрьский дворец…. Однако не удалось пробиться, была блистательная реакция международных послов Канады и Великобритании, потом и США. И теперь все люди, которые были причастны к событиям, соревнуются в объяснениях и отграничении от того, что случилось», — сказал эксперт.
Он также отметил, что у Саакашвили фактически нет собственной команды, поскольку «не хватает соратника Сакварелидзе и Деревянко, чтобы создать политическую команду».
По мнению политолога Тарас Березовца, действия Саакашвили в последнее время трудно трактовать со стороны логики, поскольку на данный момент — это хаотические действия, метания. «На сегодня Саакашвили превысил лимит терпения украинской прокуратуры, и необходимо подымать вопрос о его депортации, потому что, к сожалению, его действия несут прямую угрозу безопасности простых граждан. И мы видим патологически уже он сначала призывал захватывать Октябрьский дворец, а потом отказался, сказал, что ничего подобного не было, мол я никуда никого не звал. В таком состоянии он опасен и для себя, и для окружающих», — отметил Березовец.
Эксперт убежден, что Саакашвили использует любую ситуацию как пиар, и он это делает всегда. «Он просто чувствует себя во время кризиса как рыба в воде, но он уже сегодня слишком злоупотребляет гостеприимством. На него заводятся уголовные дела, а он не приходит в себя и не успокаивается. То есть если не будет какого-то кардинального решения суда, то это еще может тянуться долго. Месяцами…», — резюмировал он.
Американский политический обозреватель Джереми Питтерс считает, что Саакашвили «обязан повлиять на участников антипрезидентских акций и извиниться перед общественностью ради предотвращения новых инцидентов». «Ни в одной цивилизованной стране группа активистов не смогла бы в течение длительного времени осаждать муниципальное здание и срывать представление, запланированное для детей накануне Рождественских и Новогодних праздников», — сказал он. «То, что накануне произошло в Киеве, является позором — как для отдельного рода общественников, так и для местных органов власти», — резюмировал он.
«Если Саакашвили не сможет научиться договариваться, слышать потенциальных партнеров, то у него как у политика в Украине нет будущего. Наша страна политической ментальностью и средой кардинально отличается от Грузии», — в свою очередь, заявил эксперт Института политического образования Александр Солонтай.
Как известно, 5 декабря Саакашвили задержали по подозрению в содействии участникам преступной организации и поддержке преступной деятельности. Политика намеревались доставить в здание СБУ, однако этого сделать не удалось из-за столкновений между силовиками и его сторонниками, которые освободили экс-главу Одесской ОДА, разбив окна в спецмашине. После чего последний обосновался в палаточном городке возле стен парламента с требованием «импичмента президента». На следующее утро правоохранители прибыли для задержания Саакашвили в палаточный лагерь, однако и эта попытка не увенчалась успехом. Лишь 8 декабря поздно вечером политика доставили в изолятор временного содержания СБУ.