Политика

Предчувствие мировой войны. Израиль и Сирия – 70 лет непрерывного конфликта

17 сентября были нанесены удары по Латакии - главному порту Сирии, который сейчас контролируется силами Асада, с помощью 28 ракет "Томагавк" кораблями НАТО при поддержке израильских ВВС. Российские С-400 не смогли полностью отразить атаку, часть ракет достигла цели. Во время проведения этой военной операции в ночь на 18 сентября над Средиземным морем пропал российский Ил-20 (самолет радиоэлектронной разведки) с 14 военнослужащими.

Позже выяснилось, он был сбит сирийской ракетой во время массированной атаки французов и израильтян. По-видимому, система опознавания “свой-чужой” оказалась для сирийских ракет «филькиной грамотой». В России же заявили, что инцидент произошел по вине Израиля – прикрываясь российским самолетом, израильские летчики подставили его под огонь средств ПВО.

Продолжая начатую ранее тему сирийского конфликта и опасности его перерастания в глобальную войну, нельзя обойти вниманием длящееся уже семь десятилетий сирийско-израильское противостояние, которое несколько раз выливалось в короткие, но кровопролитные войны. В нынешнем сирийском конфликте Израиль стоит несколько в стороне. Но это отнюдь не уменьшает опасности. Израиль негласно обладает ядерным оружием, а союзником режима Асада является Иран, который также располагает ракетными средствами доставки и, возможно, ядерными боеголовками. Израиль и Иран являются непримиримыми врагами. Они неоднократно на полном серьезе ставили вопрос об уничтожении друг друга, и Сирия может стать полем и катализатором этих разборок.

Режим Асада, в целом, воздерживается от острой конфронтации с Израилем, поскольку Дамаску сейчас не до того, и есть угрозы пострашнее. В свою очередь, Израиль тоже не особо рвется влезать в сирийскую войну, поскольку израильтяне хорошо знают, что такое война без правил всех против всех. Объективно для Израиля его извечный враг режим Асада, с которым накануне войны, вроде бы, начали вырисовываться договоренности, является значительно более удобным соседом, чем если Сирия превратится в территорию без власти, с перманентной войной всех со всеми и рассадником исламского терроризма, который непременно будет атаковать Израиль.

Лишь изредка появляются сообщения об израильских ударах по территории Сирии, но часто это удары по оппозиционным Асаду формированиям, среди которых много врагов Израиля. Иногда с территории Сирии по Израилю наносятся удары или бывают попытки прорыва на территорию еврейского государства, но силами вооруженных формирований, противостоящих официальному Дамаску. Израиль также наносит удары и по асадовским позициям. Иногда сирийские силы ПВО отражают воздушные удары израильтян.

Нынешнему состоянию сирийско-израильских отношений предшествовала бурная история. Протяженность границы между этими двумя государствами составляет 83 километра. Граница проходит по Голанским высотам, где Израиль в 1970-х годах аннексировал часть территории Сирии с целью создания буферной зоны.

Израиль и Сирия всю свою историю от момента провозглашения еврейского государства в 1948 году находятся в состоянии войны. Дипломатические отношения между ними отсутствуют. Сирия не признает Израиль и не принимает израильские паспорта при въезде. Израиль также не признает Сирию и формально запрещает своим гражданам посещать эту страну.

Израиль и Сирия противостояли друг другу в четырех войнах. Это война за независимость Израиля (1948 год), Шестидневная война (1967), Война Судного дня (1973), а также Ливанская война 1982 года как составная часть Гражданской войны в Ливане, в которую вмешались Израиль и Сирия, столкнувшись там не на шутку.

Первая арабо-израильская война (1947-1949) в Израиле называется «войной за независимость» (мильхемет хаацмаут), а в арабском мире – Накба, то есть катастрофой. О создании Израиля было объявлено сразу по истечении Британского мандата на управление Палестиной в 1948 году. Против новоявленного государства ополчились все близлежащие арабские страны – бывшие тогда еще королевствами Ирак и Египет, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, а также лежащие в отдалении Йемен и Судан. Активное участие в антиизраильской коалиции принимала Сирия.

Итогом войны стало поражение арабской коалиции и утверждение еврейского государства не только на территории, определенной для него в ООН, но также на половине территорий, определенных в ООН под арабское государство. Израильтяне заняли также Западный Иерусалим. Восточный Иерусалим и часть арабских территорий были оккупированы Трансиорданией, а Сектор Газа – Египтом.

Ключевое значение для понимания нынешней ближневосточной конфигурации и причин вражды Израиля и Сирии имеет Шестидневная война 5-10 июня 1967 года. В ней против Израиля опять выступила коалиция арабских стран в составе Сирии, Египта, Иордании, Ирака и даже удаленного на тысячи километров Алжира. Израиль нанес сокрушительное поражение арабской коалиции, имея вдвое меньше личного состава, втрое меньше самолетов и танков, понеся в разы меньшие потери в живой силе и технике. Наземной операции предшествовал авиаудар Израиля, которым была уничтожена почти вся авиация арабов. В результате Израиль в 3,5 (!) раза увеличил свою довоенную площадь за счет присоединения отвоеванного у Иордании Западного берега реки Иордан, аннексии у Египта Синайского полуострова и Сектора Газа, а также части Голанских высот, аннексированной у Сирии. Следует отметить, что Израиль вел одновременно операции на нескольких фронтах и на море. Из всех присоединенных территорий Израилю пришлось только вернуть Египту Синай.

Но победа Израиля в Шестидневной войне имела обратную сторону. Еврейское государство на долгие годы получило «головную боль» в виде Сектора Газа и Западного берега Иордана, то есть арабской Палестины, в виде ожесточенной борьбы с Организацией освобождения Палестины (ООП) под руководством Арафата, с которым в 1990-х все равно пришлось договариваться полюбовно. И если Западный берег удалось утихомирить, хоть далеко не полностью и только в ХХІ веке, а с правящей здесь арафатовской партией ФАТХ Израиль смог договориться, то Газу, правящий в ней Хамас и ряд местных радикальных арабских группировок утихомирить не удалось до сих пор.

Что касается собственно Сирии, то аннексия Израилем Голанских высот еще больше обострила отношения с Дамаском. Тем более что к сугубо территориальной проблеме добавился еще и вопрос водоснабжения, который в тех засушливых местах стоит очень остро и часто приводит к вооруженным конфликтам. Израильтяне взяли под контроль ряд источников воды, снабжавшие сирийские территории.

Затем была Война Судного дня 6-24 октября 1973 года, в которой Израилю опять противостояла коалиция арабских государств в составе Египта, Ирака, Иордании и Сирии. Главной целью арабской стороны был возврат Египту Синайского полуострова, а Сирии – Голанских высот. Израиль опять наголову разгромил арабов, израильские танки стояли в сотне километров от Каира, а израильская артиллерия – в 40 километрах от Дамаска вела по нему прицельный огонь. При посредничестве США и СССР было заключено перемирие. Синай вернулся Египту, но Сектор Газа остался в Израиле. В 1979 году египетский лидер Анвар Садат подписал с Израилем мирный договор в американском Кэмп-Дэвиде. В арабском мире это посчитали предательством. Затем помирилась с Израилем Иордания.

Сирия во главе с Хафезом Асадом, отцом нынешнего лидера страны, осталась единственной соседствующей страной, находящейся с Израилем в состоянии войны, прежде всего, из-за аннексии Голанских высот израильтянами.

Вооруженный конфликт между Сирией и Израилем возобновился в ходе Гражданской войны в соседнем Ливане (1975-1990), в которую вмешались Сирия с Израилем. Причиной войны стали столкновения между христианскими и мусульманскими общинами Ливана, а также внутри них. Конфликт отличался страшной жестокостью и массовыми убийствами. Ситуация осложнилась наличием в Ливане огромного количества палестинских беженцев и боевиков ООП по главе с Арафатом, которых Израиль выдавил из Палестины в ходе указанных выше арабо-израильских войн. Палестинцы приняли участие в гражданской войне на стороне суннитских общин. Страна раскололась. Южная часть Ливана попала под контроль ООП, в связи с чем получила название «Фатхленд» по названию политического крыла ООП – партии ФАТХ. Южный Ливан использовался как плацдарм для обстрелов и террористических атак боевиками ООП. В конфликт вмешалась Сирия, которая ввела войска в Ливан под видом миротворцев, но реально для поддержки ООП. В ответ Израиль поддерживал ресурсами и оружием христиан Ливана для борьбы с ООП и сирийскими войсками.

Когда террористические атаки палестинцев достигли предела, Израиль в июне-сентябре 1982 года нанес воздушные удары, вторгся в Ливан, захватив столицу Бейрут, разгромив подразделения сирийской армии и ООП. Эта операция получила название Ливанской войны. Будучи под патронатом израильтян, христианская милиция в жестокости не уступала мусульманским экстремистам, в частности, христиане устроили знаменитую резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила.

В результате Ливанской войны 1982 года подразделения ООП во главе с Арафатом были в основном изгнаны в другие арабские страны, хотя часть их осталась в Ливане и Сирии.

После окончания боевых действий Израиль демилитаризировал Южный Ливан, и окончательно вывел войска из Ливана только в 2000 году. В этом же году войска из Ливана вывела и Сирия.

Зачистка Южного Ливана от ООП привела к тому, что активизировался другой враг Израиля – шиитская военно-политическая группировка «Хезболла». Ее поддерживал и снабжал шиитский Иран через территорию Сирии и при поддержке режима Асада. Сам Асад и его правительство, львиную долю которого составляли представители алавитского меньшинства, стали союзниками Ирана в противостоянии Израилю. Сближение Дамаска с Тегераном произошло якобы на основе близости алавизма к шиизму, хотя таковая близость представляется весьма сомнительной, но в подробности вдаваться не будем. Кроме далекой России сирийскому режиму нужен был серьезный региональный союзник, прежде всего, против Израиля. Таковым является Иран – непримиримый враг еврейского государства. Тем более что отношения России с Израилем хоть и являются сложными, но враждебными их назвать нельзя.

2000-е годы ознаменовались целым рядом конфликтов между Израилем и Сирией. В 2003 году израильская авиация нанесла удары по лагерям палестинских боевиков на территории Сирии. В сентябре 2007 года ВВС Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в сирийской провинции Дейр-эз-Зор разбомбили некий объект, который израильтяне считают ядерным реактором, причем авиаудару предшествовала высадка спецназа, который установил специальное оборудование наведения.

В июле-августе 2006 года Израиль был вынужден вступить во Вторую Ливанскую войну в ответ на серию обстрелов и террористических вылазов из Южного Ливана со стороны шиитской группировки «Хезболла». Авиаудары израильской авиации нанесли огромный ущерб экономике и инфраструктуре Ливана. Израильтяне в целом добились своей цели. Южный Ливан был демилитаризован, а после вывода из Ливана израильских войск к октябрю 2006 года контроль над регионом перешел к ливанской армии и миротворцам ООН. В этом конфликте «Хезболлу» поддерживали Сирия и Иран, в частности, на вооружении боевиков были ракеты иранского производства.

Начавшаяся в 2011 году война в Сирии отодвинула на второй план сирийско-израильский конфликт. Режиму Асада сейчас не до Израиля и Голанских высот. Израиль, повторим, в конфликт вступать не стремится и лишь иногда реагирует на прямые угрозы с территории Сирии, как правило, связанные не с режимом Асада, а с различными экстремистскими группировками.

Рискнем сказать, что конфликт в Сирии объективно Израилю где-то даже выгоден, поскольку в нем всерьез увязли его заклятые враги – «Хезболла», Ирак и сама Сирия, которым сейчас не до Израиля.

Но ситуация потенциально остается весьма опасной в плане патологической вражды, которую друг к другу питают Израиль и Иран. Если эта вражда разгорится с новой силой и вызовет региональное столкновение, то в конфликт неминуемо будет втянута Сирия. Причем с опасностью перерастания регионального конфликта в глобальный.

Читайте продолжение…

Александр Карпец