Политика

Долго ли простоит Керченский мост?

Накануне утром через Керченский пролив было запущено автомобильное движение по новосооруженному мосту, который связывает аннексированный Крымский полуостров с побережьем России. Несмотря на санкции и негодование Запада, восточный «сосед» в очередной раз дал понять Киеву, что возвращать незаконно отобранное в ближайшее время не собирается.

О необходимости построить переход через Керченский пролив Владимир Путин заявил сразу после аннексии Крыма — в марте 2014 г. Общие затраты на объект составили около 230 млрд рублей. Строился он за счет средств федерального бюджета России. Генподрядчик — ООО «Стройгазмонтаж» близкого к главе Кремля российского предпринимателя Аркадия Ротенберга.

Впрочем, реализовать свой замысел россиянам удалось не без посторонней помощи. Нидерландская компания Dematec Equipment построила одну из машин для строительства моста. Другая компания — Bijlard Hydrauliek — поставила «самую важную часть» для данной техники. Директор Dematec Equipment Ван ден Хевел заявил, что компания не нарушает введенные ЕС санкции, поскольку строительство происходило на территории России.

Протяженность моста — 19 км. Он стал самым длинным в Европе. Переправа через Керченский пролив на 2 км превышает разбег бывшего рекордсмена — моста Васко да Гама в Португалии. Возводить конструкцию начали в феврале 2016 г., а сдать в эксплуатацию должны были в конце 2018-го, но строители сработали на опережение, и сдали проект на полгода раньше срока.

В открытии моста принял участие лично российский президент. Сидя за рулем КамАЗа, он преодолел путь от Краснодарского края до Керчи чуть больше, чем за четверть часа. К слову, в новостном сюжете по данному поводу на российском «Первом канале» прозвучало двусмысленное заявление в адрес Путина. Так, во время трансляции комментатор заявил, что президент РФ превзошел руководителя нацистской Германии Адольфа Гитлера.

«Этот проект хотели осуществить англичане в XIX веке. Этот проект хотел осуществить Николай II, этот проект хотел осуществить Гитлер и Шпеер. Главный архитектор Рейха сделал этот проект в начале сороковых годов, а осуществил его… Путин», — сказал он. Правда, многие украинцы сходство последнего с коллегой из прошлого и в последствии его превосходство связывают не только с данным конкретным случаем.

Пока речь идет только о движении по автомобильной части моста. Грузовики вынуждены подождать, пока российские специалисты дадут заключение, что это безопасно для самого сооружения. Железнодорожное сообщение планируют запустить чуть позже.

Помимо посягательств на территориальную целостность страны, новосооруженный мост по сути «запирает» Украину в Азовском море, создавая препятствия для судоходства, что может негативно сказаться на экономике страны. Так, Россия установила ограничения для прохождения судов в украинские порты в Азовском море, что противоречит Конвенции ООН по морскому праву, говорится в заявлении Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинВОТ).

Кроме того, высота арки моста ограничена 33 метрами над уровнем моря. Также, ранее проход через Керченский пролив был разрешен судам длиной до 200 метров, но теперь Россия заявила об ограничении разрешенной длины до 160 метров.

Выдвинутым Россией требованиям к габаритам судов, по информации Мариупольского порта, не соответствуют по меньшей мере 144 судна, которые заходили в порт в течение 2016 г., что составляет 23% от общего их количества. Причем именно на эти суда приходилось 43% грузопереработки порта. Теперь из-за российского моста Мариупольский морской порт смогут заходить только суда грузоподъемностью до 10 тыс. тонн.

Комментируя открытие Крымского моста, президент Петр Порошенко заявил, что его незаконное строительство является очередным свидетельством пренебрежения международным правом со стороны Кремля. «Особенно циничным является тот факт, что его открытие происходит накануне очередной годовщины депортации крымскотатарского народа сталинским режимом», — написал он в Facebook.

Глава государства подчеркнул, что несмотря на попытки Москвы легитимизировать временную оккупацию Крымского полуострова, последовательные решения целого ряда международных судебных инстанций подтверждают — тяжесть совершенного международного преступления для России будет только расти. «Украина и в дальнейшем последовательно будет защищать свои позиции. Напомню, на мое поручение Арбитражного Трибунала Конвенции ООН по морскому праву было подано ходатайство о защите суверенных интересов Украины, в частности, в связи с противоправным возведением Керченского моста», — пишет президент. «А мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым», — подытожил Порошенко.

Политический аналитик, экс-нардеп Тарас Чорновил считает, что Крымский мост будет приносить огромные убытки россиянам и не простоит долго. Он отметил, что российские и украинские специалисты ранее тщательно изучали возможность строительства моста. «Не один раз экспертиза там проводилась. Давайте вспомним — премьер Юлия Тимошенко в 2008 г. подписала протокол о намерениях по строительству этого моста. Выехали комиссии, в основном российские, которые провели исследования и признали, что это сделать почти невозможно. После Тимошенко премьер Николай Азаров тоже проводил соответствующие действия. Опять были исследования обеих стран, и опять пришли к выводу, что это слишком опасно — слишком шаткая конструкция, ее надежность никто не сможет гарантировать. И тут приходит политическое указание — это надо сделать. Невозможно, но надо. И делают — как в анекдотах», — заявил Чорновил.

Он уверен, что мост будет создавать проблемы. «Очевидно, там закладывают определенный запас прочности. Но давайте не забывать — на мосту должны были быть легковой, грузовой и железнодорожный переход. Железнодорожный, говорят, будет через год, грузовой — через полтора. Сейчас он будет работать на 1/10 запланированной нагрузки. Очевидно, что какие-то его части будут регулярно закрываться на ремонт, регулярно будут убытки. Мост будет требовать невероятных средств. Это чисто политический проект, который никогда не станет прибыльным экономически. То, что делается со злым умыслом, всегда обречено. Не будет этот мост стоять долго», — резюмировал он.

В свою очередь, эколог Алексей Василюк сообщил, что функционирование Крымского моста в сейсмоактивной зоне несет целый ряд угроз для экологической системы Азовского и Черного морей. «Экосистема Азовского моря очень нестабильна, там очень много организмов, которые могут обитать только в нем. С другой стороны, Керченский пролив — это одна из самих сейсмологически опасных частей на карте Украины, и она формируется сейчас. Там могут быть местные землетрясения», — отметил он.

По его словам, сам проект продолжает вызывать множество вопросов технического характера. «Этот мост не могли построить в советское время, не смогли построить немцы во время оккупации. Надежды, что сейчас этот мост станет таким, что сможет простоять и функционировать долго, по большому счету, нет», — добавил эксперт. Кроме того, из-за сооружения моста существует серьезная угроза для популяции дельфинов в регионе.

При этом эколог убежден, что настоящей катастрофой может стать разрушение моста. «Когда-то мост может упасть. Не стоит надеяться, что это будет через сотни лет. Что будет, если он упадет? Кто возьмет на себя ответственность за вывоз всех обломков с дна пролива, где 80 метров ила, где невозможно краны установить и т.д. Кто будет его демонтировать? Ведь все азовские порты будут полностью парализованы, если это произойдет. Поэтому мы считаем, что самая большая угроза и для природы, и для экономики Украины в том, что если настанет завтра, когда мост запустят, то что будет послезавтра, когда он упадет», — резюмировал он.

В то же время, лидер крымскотатарского народа, народный депутат Рефат Чубаров высказал довольно оптимистический комментарий по данному поводу. По его словам, Керченский мост после деоккупации Крыма Россия должна будет отдать в качестве контрибуции за захват украинской территории и нанесение ущерба.

По его мнению, обслуживание и содержание моста будет проблематичным для Украины, поэтому есть другой вариант. «Все будет зависеть от того, какой будет Россия после того, когда она изменится. В любом случае мы должны будем исходить из того, что в 2014 г. Россия в нарушение всех международных договоров, принципов, норм оккупировала Крым. Поэтому даже если допустить, что этот мост выстоит и он будет годен к эксплуатации, я не вижу никакой другой формы эксплуатации этого моста, как создание специального международного консорциума», — сказал Чубаров.

В то же время он уверен, что мост будет можно отобрать у РФ. «Россией как страной-оккупантом этот мост должен быть полностью передан в виде контрибуции за нанесенный ущерб и все остальное этому международному консорциуму. В договоре о передаче должны быть предусмотрены меры реакции, если Россия каким-то образом попытается его себе в дальнейшем переподчинить или возвратить. Мост — это часть той большой контрибуции в погашении ущерба, который Россия нанесла Украине», — резюмировал политик.

Ксенiя Лазоренко