Политика

От Блокады Донбасса до «национализации» предприятий Ахметова: кому это выгодно?

Всего за несколько месяцев блокада на Донбассе не только поставила под угрозу энергетическую безопасность страны, но и еще больше усугубила проблему реинтеграции оккупированных территорий в состав Украины. Однако многие эксперты поддают сомнению масштабы ущерба для государства и считают, что такое положение вещей выгодно многим представителям власти.

С 25 января бывшие бойцы АТО, а также отдельные представители депутатского корпуса начали блокаду нескольких железнодорожных перегонов Донбасса. За это время они заблокировали линию Луганск-Лисичанск-Попасная, станцию Светланово, а также железнодорожный переезд близ города Бахмут Донецкой области. Было заблокировано движение 12 поездов общим количеством 700 вагонов. Участники акции уверены, что таким образом они перекрывают источник финансирования российских оккупантов.

Однако впоследствии блокада привела к перебоям с поставками угля антрацитовой группы, который добывается на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. В связи с этим украинское руководство было вынуждено ввести чрезвычайные меры в энергетике с целью экономии ресурсов. А ополченцы, тем временем, заявили о «национализации» несколько десятков украинских предприятий.

Министерские планы

На прошлой неделе Кабмин принял решение о порядке перемещения товаров между подконтрольными государственной власти территориями и оккупированными районами Донецкой и Луганской области. По словам премьер-министра Владимира Гройсмана, в перечне, который пока не опубликован, должны быть только критически важные для Украины товары из сферы горно-металлургического комплекса, энергетики и теплоснабжения. Также возможно в небольших количествах перевозить продукты питания.

«Я не хочу верить в то, что политики, которые подыгрывают блокаде, делают это совершенно умышленно, становясь актерами других сценариев, которые разработаны за пределами Украины. Хочу верить в то, что это не так. Но даже боюсь себе представить, что некоторые политики, наши, украинские, могут играть в этом абсолютно ключевую роль, подрыве нашей независимости, государственности», — заявил Гройсман. Кроме того, он подчеркнул, что блокирование поставок угля заставляет украинские предприятия закупать уголь в России.

По словам министра по вопросам временно оккупированных территорий Вадима Черныша, его министерство должно в ближайшее время разработать список таких товаров, которые в дальнейшем можно будет ввозить и вывозить с оккупированных территорий. «Такой порядок обеспечит перемещение, а не торговлю в пределах предприятий, обеспечивающих экономический рост, а за ними — те (предприятия, — «i»), которые не имеют другой альтернативы в нынешних условиях и те, которые работают исключительно в правовом поле Украины», — заявил министр.

В свою очередь, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что намерен инициировать введение Кабмином запрета на импорт угля антрацитовой группы из России. Он объяснил это решение тем, что Россия якобы может перепродавать Киеву уголь из Донбасса, но уже с наценкой. «Они хотят тот уголь, который есть в неподконтрольной (Киеву) зоне, это предварительно мы имеем такую информацию, на ростовских ЦОФах обогащать и по тем же путям переправлять в Украину, но он уже будет в два раза дороже», — заявил министр.

Между тем, министр социальной политики Андрей Рева пока не допускает силового разгона активистов, организовавших торговую блокаду в Донбассе. По его мнению, правительство должно было давно принять меры и урегулировать торговлю с неподконтрольными Киеву территориями. Также Рева выступил против полного запрета торговли с ДНР и ЛНР. «Полностью запрещать товарный поток… это не совсем правильно, все это разрушает производственные цепи», — сказал министр.

Рева предположил, что правительство могло бы предложить активистам оставаться на своих местах, только не с целью блокады, а для контроля за перемещением разрешенных товаров. «Если они не хотят допускать контрабанду, можно предложить им продолжать стоять и контролировать товары, которые идут», — заключил министр.

В свою очередь, вице-премьер Владимир Кистион не исключает, что из-за торговой блокады Донбасса Кабмин может продлить чрезвычайные меры в энергетике до конца 2017 г. «В настоящее время есть три сценария развития событий. Это действие временных чрезвычайных мер до 1 июня. Второй сценарий — действие временных мер до 1 сентября. И — действие временных мер до конца 2017 г.», — заявил он. По словам министра, пока правительство считает наиболее привлекательным вариантом продление чрезвычайных мер до 1 июня.

Все вокруг — колхозное, все вокруг — мое

В ответ на блокаду Донбасса ополченцы заявили о переводе несколько десятков предприятий с украинской юрисдикцией под «внешнее управление». Теперь, по словам руководителей псевдореспублик, данные предприятия должны платить налоги им. Об этом заявил глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко. По его словам, жители Донбасса научились жить в блокаде со стороны украинских силовиков, теперь ДНР объявляет блокаду Киеву.

Позже и в ЛНР заявили о введении временной администрации на украинских предприятиях. «Мы вводим наши администрации на всех предприятиях украинской юрисдикции и переориентируем свою экономику на Россию и другие страны», — сказал глава ЛНР Игорь Плотницкий.

Речь идет о группе предприятий, входящих в СКМ, принадлежащей олигарху Ринату Ахметову. В частности, это Харцызский трубный завод, Енакиевский металлургический завод, шахты имени Засядько и «Комсомолец Донбасса», Зуевская ТЭС, которая полностью питает Авдеевку и Авдеевский коксохим, Ясиновский коксохимический, концерн «Стирол», «Донецкоблэнерго», «Укртелеком», а также стадион «Донбасс Арена».

В группе СКМ требование о перерегистрации предприятий и оплате налогов ДНР и ЛНР в компании считают неприемлемым. «Никакое давление не заставит нас изменить юрисдикцию своих активов. Мы обеспечиваем рабочими местами сотни тысяч людей в разных регионах страны — от Востока до Запада, в том числе и на временно неподконтрольных Украине территориях. Мы поставляем в дома миллионов украинцев тепло, электричество и газ», — говорится в сообщении.

В заявлении отмечается, что СКМ — одно из немногих связующих звеньев между контролируемыми и неконтролируемыми территориями Украины. «Даже, несмотря на сложную политическую ситуацию в стране и военные действия, все активы группы СКМ в полном объеме отчисляют налоги и сборы в украинский бюджет. Всего с начала конфликта на Донбассе Группа СКМ выплатила в государственный бюджет более 100 млрд. грн. налогов, 10% из которых обеспечили отчисления предприятий, работающих на НКТ. Мы считаем частную собственность суверенной, а требование о перерегистрации своих предприятий и оплате налогов самопровозглашенным ДНР и ЛНР — неприемлемым», — подытожили в СКМ.

Мнения экспертов

В тоже время многие эксперты задаются вопросом, почему во время событий годовщины революции Достоинства силовики буквально в два счета разобрались с внушительным числом активистов, пришедших под стены Администрации президента,  а справиться с небольшой кучкой «блокадников» всемогущей машине власти оказалось не по силам.

По словам директор Института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, сегодня никто во власти не хочет оказаться тем крайним, «на кого спустят всех патриотических и радикальных собак». «Президент против, премьер-министр против, а глава МВД, не желая отвечать за это, заявляет о том, что ждет отдачи приказа. Никто не хочет брать на себя ответственность, проявлять прежде всего политическую смелость вступить в конфликт с патриотически настроенной частью общества. Тем более, что блокаду на Донбассе могут поддерживать до трети украинцев. Во власти крайне не заинтересованы нести такие серьезные политические потери», — считает эксперт. Кроме того, по его словам, в вопросе блокады представители власти преследуют сугубо личные цели, так как «под соусом блокады власть банально «отжимает» Рината Ахметова».

Политический аналитик Дмитрий Корнийчук считает, что блокада на Донбассе была изначально инициирована руководством страны, и она не закончится до тех пор, пока власти этого не захотят. «В первую очередь, Администрации президента выгодны финансовые проблемы у олигарха Рината Ахметова, как одного из людей, которые сегодня могли бы спонсировать оппозицию. Сейчас проходят переговоры между Петром Порошенко и Ахметовым, в которых президент хочет получить доступ к финансовым потокам бизнесмена. Это могут быть поставки угля, металлургия, экспорт электроэнергии…», — говорит эксперт.

Не менее важной причиной для бездействия власти в вопросе блокады Корнийчук называет желание сорвать Минский процесс. «Киев два года не выполнял соглашения, претензии Запада стали уже критичными для Порошенко. Поэтому необходимо было продемонстрировать, почему именно Киев не выполняет Минск-2. Блокада продолжалась месяц, в итоге РФ сделала первый шаг к легализации ЛНР-ДНР, признав документы непризнанных республик. С другой стороны, сами республики сделали конкретные шаги по национализации украинских предприятий. Теперь Киев может кивать в сторону Кремля и Донбасса, дескать, «посмотрите, они вышли из Минских договоренностей. Все технологии направлены на то, чтобы Донбасс по собственной инициативе отошел от Украины», — резюмировал Корнийчук.

В свою очередь, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что вся блокада делается для того, чтобы сместить президента Петра Порошенко. «Этого хотят на Украине многие — Коломойский, Тимошенко, Билецкий и Турчинов, которые раньше конфликтовали, а теперь поддерживают блокаду. Как объяснить тот факт, что 300-тысячное МВД Авакова не может разогнать несколько блокпостов националистов? Если им удастся сместить Порошенко и при этом не развалить Украину, то все вернется на свои места. Только делить большую часть прибыли от торговли, которая не поступает в бюджет, будут не Порошенко с Ахметовым, а другие «уважаемые» люди»», — заключил он.

В свою очередь, эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко считает,  что торговая блокада, несмотря на всю пафосность, малоэффективна, так как грузы идут совсем другими путями. «Кто вам сказал, что у нас на востоке торговая блокада?! Если посмотреть на карту Украины и карту боевых действий, то можно обнаружить, что товарищи блокировщики блокируют что-то, что проходит в непосредственной близости от линии боевых действий. А много ли грузов повезут напрямую через линию боевых действий, с постоянным риском попасть под «Град»?! Уверен, что нет», — заявил эксперт.

Кроме этого, продолжил он, никто не догадался вытребовать у «Укрзализныцы» информацию, а сколько по этой ветке и когда проходило составов. «Нам не говорят, какие объемы угля возят с неподконтрольной территории. А по данным офиса омбудсмена, в 2015 г. на неподконтрольной территории было закуплено 6,8 млн. тонн угля. А за 10 месяцев 2016 г. — 7,2 млн. тонн. Объемы закупок увеличились на 30%. И увеличились объемы перевозок грузов через Мариуполь, Запорожье, Харьков, Донецк, Днепр. Что тогда блокируется?!», — резюмировал Гаврилечко.

Покой нам только снится

Тем временем, участники блокады Донбасса останавливаться не намерены. В четверг, 2 марта, они заявили о переходе ко второму этапу — блокированию автомобильных дорог. Об этом сообщил начальник Штаба экономической блокады ОРДЛО Сергей Акимович. «После того, как мы заблокировали практически весь железнодорожный трафик, мы переходим ко второму этапу — начинаем блокировать автомобильные дороги, которыми так же провозится контрабанда. На сегодняшний день мы уже имеем 4 блока, они мобильные, не постоянные, потому что они должны быть как можно ближе к линии разграничения», — рассказал он. В частности, участники блокады Донбасса сообщили об установлении нового мобильного поста на трассе «Курахово-Марьинка» Донецкой области.

Ксенiя Лазоренко