Небольшая каменная печать, найденная в Израиле, может стать первым археологическим свидетельством древности истории о Самсоне — самом известном библейском силаче
Печать, имеющая около двух сантиметров в диаметре, изображает человека с длинными волосами, который пытается одолеть крупное животное с кошачьим хвостом.
Артефакт найден на раскопках древнего города Бейт-Шемеш в Иудейских горах неподалёку от Иерусалима — в слое, который датируется примерно XI веком до нашей эры. Именно в это время евреями руководили так называемые судьи, одним из которых и был Самсон, если верить Библии.
Это место расположено неподалёку от реки Сорек, которая знаменовала собой древнюю границу между израильтянами и филистимлянами. Поэтому учёные осторожно делают вывод, что на печати, возможно, аллегорически изображён некий борец с заклятыми врагами «избранного народа». Самсону, напомним, Бог даровал сверхъестественную силу как раз для того, чтобы одолеть филистимлян. И сила эта, как гласит предание, заключалась в длинных волосах.
Самсон в одиночку убил тысячу человек, орудуя челюстью осла, но затем его соблазнила филистимлянка Далила, жившая в долине Сорека. Она остригла героя, лишив его силы. Враги ослепили Самсона и в насмешку над ним отправили в Газу молоть зерно.
Дело кончилось тем, что некоторое время спустя Самсона (уже с отросшими волосами) привели на потеху в храм бога филистимлян Дагона, где израильский герой, обретя потерянную силу, сдвинул столбы и обрушил строение. Тем самым, как отмечает Книга Судей, в момент своей смерти он погубил больше врагов, чем за всю жизнь.
Однако Шломо Бунимовиц и Цви Ледерман из Тель-Авивского университета (Израиль) не спешат утверждать, что на печати изображён именно Самсон. Можно говорить лишь о том, что в XI веке до н. э. в народе ходила легенда о борце со львом.
Отмечается также, что на филистимской стороне границы во время раскопок было обнаружено огромное количество свиных костей, тогда как на израильской территории их почти нет. Быть может, известный библейский запрет на свинину возник из желания евреев противопоставить себя заклятым врагам. Иными словами, израильская национальная индивидуальность оттачивалась в жестоком противостоянии с соседями.