Для украинской аудитории представляют особый интерес два выступления Игоря Гиркина: его «полемика» с Борисом Мироновым и Николаем Стариковым.
Об этом в блогах для “Хвили” пишет Павел Горский.
Во-первых, в них содержатся признания свидетеля и соучастника международных преступлений против Украины, которые вполне могут быть использованы в международных судах.
Во-вторых, Гиркин олицетворяет собой то, против чего Украина воюет сейчас на Донбассе, а также то, с чем Украине придется воевать во время будущего российского хаоса.
Нынешний Донбасс — это полигон, глядя на который, внимательный наблюдатель может получить исчерпывающую картину Российской Федерации в момент ее будущего распада. Вот лишь несколько черт, которые роднят Россию с Донбассом.
Во-первых, убитая экономика, которая раньше поддерживалась лишь внешними дотациями. Принципиальной разницы между трансферами и государственного бюджета в Донецкую и Луганскую области и сверхдоходами от продажи нефти нет — оба этих фактора можно обозначить как благоприятная внешняя конъюнктура.
Во-вторых, по большей части стареющее или люмпенизировавшееся население. В этом плане особо показательны итоги выборов и референдумом в ДНР и ЛНР. Хорошо понятно, кого поддержит люмпенизированное большинство (как не прискорбно, но пресловутый референдум был демократичным в прямом понимании этого слова) — а именно людей с оружием и популистов.
В-третьих, воспоминания о хорошей жизни в далеком прошлом, которые передаются из поколения в поколение. В этом плане казус Гиркина особенно интересен тем, что дает представление о наиболее вероятной элите в условиях хаоса постпутинской России (второй пример — Кадыров, но о нем в другой раз).
Что же такое Гиркин? Наиболее лаконичная характеристика: человек войны, принципиально неспособный к миру. Причем понятие мир используется в его самом прямом смысле: «не-война». Причина этой неспособности кроется в гигантском комплексе неполноценности. Ради своих личных амбиций Гиркин готов развязать мировую войну. За громкими словами о чести, достоинстве величии России скрывается обычное желание самореализоваться. Ранее уже писалось, что за удивительным для разумного человека массовой поддержкой российским населения откровенно фашистской идеи русского мира скрывается обыкновенная гордыня, которая не может смириться с тем местом, которое Российская Федерация заняла в мире после распада Советского Союза.
«Русский мир» — это ведь концепция, согласно которой весь окружающий мир априори должен восхищаться и преклоняться (а именно такой смысл вкладывается в понятие “уважение”) такими неудачниками как Гиркин, только за то, что они носят или носили мундир Советской армии. Будучи неспособным добиться в мирной жизни чего-то большего, чем небольшая квартира в спальном районе Москвы, поначалу Гиркин просто играл в войну реконструктором. Однако этого явно не хватило для удовлетворения больших амбиций маленького человека.
Но, Гиркин также сам имплицитно признает, что дело не только лично в его изломанной психике, но в мировоззрении целого государства. Говоря о причинах успеха крымской агрессии он называет вовсе не «народную поддержку», но » единственный фактор, который отсутствовал [там] и присутствовал в Крыму – это наличие российских войск, однозначно занявших позицию поддержки… Была бы эта поддержка в других регионах, была бы такая же бескровная оглушительная победа, как в Крыму». Это наиболее откровенное признание того факта, что вся культурная привлекательность России весь ее посыл миру: есть русские войска — есть «русский мир», нет — нету. Никаким другим образом путинская Россия в мировую систему интегрироваться не готова.
Для понимания причин такой ненависти к миру еще раз напомню о довоенной судьбе «министра обороны». Однушка в спальном районе моногорода — это ведь также и метафора той России, которую построил Путин, опираясь на ностальгирующих бюджетников, в современном глобализированном мире. Пока работает завод/сверхвысокие цены на нефть, жизнь в городе есть — не работает нету, при этом разумеется нет и уважения на мировом уровне. При этом выход из моногорода есть — по дороге в другие города. Но такое изменение требует личного мужества, ответственности за свою судьбу и признание необходимости встраиваться в большой мир на его условиях. Однако, постсоветский человек предпочитает лелеять свои неудовлетворенные амбиции, расхождение которых с окружающей его действительностью порождает ужас ненависти без адресата. Человек переполненный ненавистью, которую он не может отрефлексировать — идеальный объект для манипуляций посредством пропаганды. Не хватает только объекта для ненависти. И тут случился украинский Майдан, который стал идеальным врагом, поскольку совершил самое страшное преступление. Вина Майдана, в том, что его движущая сила в лице украинского среднего класса решила выйти из моногорода в большой мир. Все может простить духовный наследник комбеда и чекиста ближнему, кроме как попытки начать жить лучше, чем он сам. Банальная зависть к украинцам (к тем немногим из них, кто решил изменить страну) является реальной причиной путинской агрессии. Не будучи способными измениться сами постсоветские люди решили не дать измениться другим.
И для такой задачи разрушения лучше всего подходят люди типа Гиркина, которые судя по всему хотят просто видеть мир в огне и плясать вокруг этого костра, подливая масло в огонь. Нет никакого сочувствия к жертвам их игр, так ради своего эго Гиркин действительно готов начать третью мировую, а для начала взорвать жилые дома, чтобы преградить путь танкам ВСУ. С такими людьми диалог невозможен, слишком разные у сторон интересы. Для Гиркина невозможно существование новой Украины и спокойного мира, для новой Украины и мира в целом невозможно существование Русского мира Гиркина. Люди, не способные к жизни в миру (в не-войне) не могут являться переговорщиками и КРМДБР. Главный удар в этой борьбе придет нести Украине, и либо она изменится так, чтобы быть способной победить в этой битве, либо будет затянута в воронку саморазрушения постсоветского пространства.