Министр обороны Степан Полторак подписал приказ о призыве на службу в Вооруженные силы Украины офицеров запаса, которые закончили военные кафедры гражданских вузов, - так называемых "пиджаков". Чем в армии займутся "пиджаки" и отправят ли их в зону АТО, разбирался "Апостроф".
Кого призовут
Идея выдернуть “пиджаков” из зоны комфорта и призвать их на военную службу возникла в Генштабе еще в начале года. Мотивировали такое решение тем, что в армии катастрофическая нехватка офицеров, а где же их еще найти, как не в тылу.
Первую волну призыва младших лейтенантов (именно это офицерское звание получают выпускники военных кафедр) обещали еще в феврале, но в первом квартале 2017 года “пиджаков” никто не трогал. Но после официального приказа Полторака офицеры, которые ни дня не служили в армии, а таких, по данным Генштаба, только за последние 7 лет скопилось около 90 тысяч человек, начнут получать повестки.
В юридической службе ВСУ отмечают, что под призыв попадут все выпускники военных кафедр возрастом до 43 лет, которые имеют образовательно-квалификационный уровень не ниже “бакалавра”. Служить “пиджаки” будут 18 месяцев. На вопрос, отправят ли призванных офицеров в зону АТО, в Минобороны отвечают утвердительно – отправят. Но только после прохождения трехмесячного тренинга в учебных центрах ВСУ, да и то по личному согласию военнослужащего и подписания контракта. Те, кто добровольно в АТО ехать не захочет, будут назначены на “первичные офицерские должности в воинские части, которые не принимают участия в антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей”, пояснили в юридической службе.
Отсрочку от призыва “пиджаки” смогут получить на общих основаниях: по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, для получения образования либо для продолжения профессиональной деятельности.Закрыть дыры
По словам военного эксперта Олега Жданова, призыв “пиджаков” – вынужденная и крайняя мера. “Это делается для того, чтобы закрыть огромные дыры в некомплекте офицерами младшего состава. Это худший вариант, который можно было предположить для ВСУ, что может даже сказаться на боеспособности и управляемости воинских частей и подразделений”, – пояснил “Апострофу” Жданов.
По словам эксперта, офицерские “дыры” возникли вследствие недальновидности штабных генералов. “Мы развернули армию почти до 250 тысяч. Мы вели активные боевые действия, а потом отказались от мобилизации, но никто за три года не подумал, что ВСУ нужно будет укомплектовывать, в первую очередь, младшими офицерами. Мы не развернули ни одного профильного училища ни для артиллерии, ни для танкистов, ни для пехоты и систем ПВО. Когда разрешили разрывать контракты с теми, кто их подписывал на особый период, то фактически сами создали дефицит офицерских кадров. Этот некомплект пытались перекрыть контрактниками. Думали, что в армию придут контрактники с высшим образованием – им можно будет присвоить младшие офицерские звания (есть такое положение) и тем самым перекрыть дефицит. Но этого не случилось”, – резюмировал Жданов.
Стоит ли говорить, что сами “пиджаки” далеко не в восторге от нововведения Минобороны? “Терять полтора года и идти непонятно зачем в армию, когда тут у меня уже нормальная работа и сложившаяся жизнь, я не собираюсь. Тем более, я не служил, от военного дела далек, учиться ему почти в 30 лет желания нет. Придется бегать от военкомата. Хотя я думаю, что повестку мне никто не принесет, ведь я только живу в Киеве, а официально прописан в другом городе, куда им нести мне “письмо счастья”?” – говорит “Апострофу” выпускник военной кафедры, житель Киева Анатолий.Но повестку все же вручат, даже тем, кто не живет по месту прописки, ведь к призыву выпускников военных кафедр в Генштабе подготовились основательно. Все дело в том, что 18 мая Верховная Рада внесла изменения в закон “О воинской обязанности и военной службе”, согласно которым все без исключения местные власти, руководители предприятий и учебных заведений обязаны по требованию военкоматов не только информировать призывников и военнообязанных о вызове в военкомат, но и обеспечивать их прибытие. Раньше эта норма распространялась только на территории Украины, где нет военкоматов.
“Теперь с повестками за призывниками будут бегать уже не работники военкоматов, а работодатели и местные советы. На них и повесят эту работу, поэтому избежать участи быть призванным практически никто не сможет”, – добавил Олег Жданов.
Критики инициативы Генштаба уверяют, что у насильно призванных “пиджаков” просто не будет мотивации для прохождения военной службы, а значит, никакой пользы армии они принести не способны. Однако известный волонтер Мирослав Гай в комментарии “Апострофу” пояснил, что сверхсильной мотивации от таких офицеров никто не требует, и в армии у них будет особая роль.
“Да, такие люди не имеют боевого опыта, но я в свое время тоже не имел боевого опыта, а сейчас я – офицер оперативного резерва, – говорит Гай. – После трехмесячного обучения и переподготовки эти люди будут заниматься тыловой работой для того, чтобы освободить боевых офицеров от обязанностей по тыловому обеспечению. Они смогут заниматься организацией ремонта техники, логистики и подобными вопросами. Сейчас все бытовые и тыловые работы вынуждены организовывать боевые офицеры, которые лучше бы находились на передовой. Таким образом, офицеры запаса не будут привлечены к боевой работе, а вот перебирать бумажки и организовывать тыловую жизнь, я думаю, эти люди смогут вполне”.
Прежде, чем первые повестки найдут своих адресатов, приказ министра обороны должен быть утвержден в Минюсте. Как только это произойдет, призывники получат повестки в срок “от одного-двух дней до одной-двух недель”, рассказал “Апострофу” замначальника управления связей с общественностью ВСУ Юзеф Венскович.
“Просто существует определенная бюрократическая процедура перед тем, как военнообязанные получат повестки и начнется призыв, но эти сроки очень маленькие”, – отметил он.