Путин видит величие России в захватах территорий и рад, что РФ все стали бояться. В этих двух направлениях он будет продолжать двигаться. И самыми уязвимыми являются страны Балтии.
В годы Холодной войны мы жили в черно-белой ситуации, когда был плохой Советский Союз и хороший Запад. В 1991-м году эта картина изменилась, и Россия из категории плохого соседа постепенно перешла в категорию друга и союзника. С 2000 года Россия медленно, но уверено идет по тропе войны. К сегодняшнему дню, особенно после вторжения в Украину в 2014 году, США переквалифицировали Россию в противники. Это надо было сделать еще в 2008-м, после вторжения в Грузию. Но тогда администрация Буша-младшего сделала все возможное, чтобы сгладить конфликт.
Сейчас с точки зрения американцев, Россия – противник. Но согласитесь, если бывший канцлер Германии Шредер официально получает от “Газпрома” миллионы долларов, работая в интересах России, и никто в Германии не предъявляет ему претензий и не говорит, что он предатель, это означает, что мы живем уже не в черно-белом мире. Очень трудно противостоять платежам в миллионы долларов. За такие деньги во многих странах часто можно купить политического деятеля (и не только бывшего). В современном мире при ведении “гибридной” войны подкуп – самый эффективный и дешевый способ ведения военных действий против противника.
Путин человек достаточно приземленный. Он продемонстрировал нам, что величие России он видит в территориальных захватах. Он радуется, что Россию, наконец-то, все стали бояться. Это и есть те два направления, в которых он будет продолжать двигаться. Если смотреть на карту, то максимально уязвимыми являются, разумеется, страны Балтии.
Да, они члены НАТО, но абсолютно понятно, что при нынешнем президенте США НАТО не будет задействовано в случае конфликта с Россией. По крайней мере, рассчитывать на это не стоит. В состоянии ли Европа защищать страны Балтии без американского вмешательства и без их помощи – я не знаю.
У президента США, что касается использования американских войск за границей, на начальной фазе операции очень большие полномочия. Он может отдать приказ начать военные действия. А может приказать их не начинать. Затем Конгресс должен либо остановить эту войну, либо одобрить ее. А это уже занимает время.
Если российские войска вторгнутся в Латвию, Литву и Эстонию, именно от президента США будет зависеть, даст ли он указания на начало военных действий против России или не даст. После того, что мы видели в Хельсинки, можно себе представить, что Трамп пойдет против Путина?
Конечно, сегодня российское вторжение в страны Балтии кажется маловероятным. Но оккупация Крыма в 2013 году тоже казалась плодом болезненного воображения. А в 2014 – стала фактом.
Конечно, это сценарий, легко приводящий к Третьей мировой войне. И в это тоже почти невозможно поверить. Впрочем, и Первая, и Вторая мировые войны начинались в ситуации, когда ни одна из участвующих сторон не считала, что вступает в мировую войну. И в 1914-ом и в 1939-м всем казалось, что речь идет об очередном локальном конфликте.