Где-то пару лет назад, прошла серия репортажей и статей о расконсервации дальнобойных, крупнокалиберных, самоходных артиллерийских установок "Пион".
Некоторое время шел небольшой информационный шлейф, после этих сообщений, а потом – все стихло. Но мы не забыли этих сообщений и помним то, для чего эти их возвращали в строй. Предполагалось, что за счет своего крупного калибра и большой дальности поражения целей, “Пионы” должны были обеспечивать режим прекращения огня и несанкционированное передвижение военной техники противника, оккупированной территории. Идея состояла в следующем. Если противник начинал работать своей артиллерией, то туда прилетает “Пион”. Причем, причинно-следственная связь должна была стать настолько очевидной, что противник утратит желание популять.
Но мы так и не услышали о таком применении “Пионов”, хотя поводов, для их применения – множество и эти поводы появляются ежедневно.
Мы не можем утверждать наверняка, почему мы не увидели этих замечательных цветов за пазухами у террористов, но можем предположить, в чем дело.
В первую очередь, речь, конечно, идет об адекватном целеуказании. На тот период, Украина располагала примитивными возможностями, в этом плане и просто не могла обеспечить эффективного применения такого оружия. Лупить же наугад мы не имеем ни права, ни возможности. Если себе представить 110 кг “поросенка”, калибра 203 мм, прилетающего на расстояние около 40 км, то становится понятна цена промаха, как в стоимости самого снаряда, так и в том, что он может натворить, не попади в цель.
Но кроме этого, противник давно изобрел пиратскую тактику для обстрелов. Они делают пару залпов и стремительно меняют позиции, чтобы не поймать “обратку”, а свои постоянные позиции, противник держит впритык к жилым постройкам, где местные жители используются как живой щит. А самое главное было в том, что массовое и регулярное применение тяжелого вооружения, приведет к эскалации боевых действий.
Но вот сегодня прошло сообщение о том, что секретарь РНБО Александр Турчинов пояснил в интервью о том, что режим АТО себя изжил. Все положительные свойства уже использованы, а возможности – исчерпаны. Поэтому пришло время к более жестким действиям по освобождению Украины от оккупанта.
Это говорит о том, что ВСУ получили возможность работать с достаточной точностью, чтобы подавлять любую активность противника, с минимальным побочным ущербом. В принципе, мы видим простое решение вопроса постоянных обстрелов, которые ведет вражеская артиллерия. Сейчас – 21 век и все эти художества довольно четко документируются. Так вот, стрельба из-под многоэтажек, а потом – усиленный драп с места стрельбы, вряд ли является помехой. Наша разведка довольно точно вычисляет авторство этих обстрелов, вплоть до командиров батарей и дивизионов. А кроме того, известно официальное место базирования этих артиллерийских подразделений. В этом случае, не стоит гоняться за противником в жилом секторе, а дождаться его утреннего возвращения на базу, а потом – отправлять эту публику к праотцам вместе с их базой. То же самое и с переброской техники и личного состава противника. Мы не раз писали о том, что Дебальцево или Иловайск, за которые положено столько жизней, ценны как железнодорожные узлы. Но если одновременно ударить по десятку стационарных объектов, координаты которых известны, то железнодорожный транспорт умрет как класс. Речь идет о десятке – полтора ЖД мостов, разрушив которые и Дебальцево, и Иловайск станут не нужным багажом. Между прочим, это же вполне можно проделать и с автомобильными мостами, после чего рокадные дороги просто умрут, а маневренность войск противника упадет в разы.
Все это сделать уже довольно легко. С учетом технических средств и доступа к космическим средствам наблюдения, такие вещи сделать вполне возможно. Кроме того, завершились испытания одних ракет и заканчиваются испытания других, которые вполне составят компанию “Пиону” и даже способны поражать цели на более дальних расстояниях.
Но самое главное не это. Заявление Турчинова явилось ответом на последний аргумент Москвы – “северный ветер” или возможность крупного вторжения регулярных войск РФ. Именно на это Турчинов и ответил примерно так: “Вы хотите проблем? Их есть у меня!”.
То есть Украина, устами своего секретаря РНБО, высказала готовность к войне уже без дураков и поправок на гибридность. То, чем пугали из Москвы, и что прямо вчера озвучивала бестолковая агентесса Кремля Гадя, сегодня Турчинов озвучил сам. Причем, сделал он это вполне дипломатично, уточнив примерно так. Законодательство Украины предполагает использование ВСУ в двух случаях: АТО и при объявлении войны. Как мы писали выше, Турчинов считает, что пора АТО прошла и надо переходить к варианту “Б”. Мы готовы начинать освобождение своей земли всеми доступными способами. Похоже на то, что ситуация очень скоро изменится.