Независимо от фактического источника происхождения импортного антрацита, факт поставки его в Украину вместо потребления собственного угля (что невозможно по причине блокады и оккупации территорий Донбасса) – все равно приводит к заработкам России на экспорте этого вида топлива. Такое мнение высказал в материале для "Хвилі" эксперт проекта Энергетика UA Виталий Кулик.
“В текущем году Украина импортирует 25 процентов угля, необходимого энергетике. Большая часть – антрацит, дефицит которого возник после блокады и последующей экспроприации боевиками ЛНР/ДНР шахт Донбасса. Импортируя его из разных источников, Украина пытается избавиться от российской антрацитовой зависимости. Но парадокс ситуации в том, что откуда бы Украина ни везла антрацит, по факту она лишь стимулирует экспорт российского углепрома на мировые рынки”, – подчеркнул эксперт.
По его словам, Российская Федерация обеспечивает три четверти всего мирового экспорта антрацита. “И откуда бы Украина ни импортировала антрацит, она лишь высвобождает российским угольщикам новые рынки сбыта. Уже в первом полугодии 2017 года РФ нарастила экспорт антрацита на 29 процентов и довела его до 8,2 млн т. Уверен, такая динамика сохранится и во втором полугодии”, – добавил Кулик.
Он призвал представителей власти не концентрироваться только на импорте, поскольку он дает возможность заработать стране-агрессору. В то же время, по мнению Кулика, альтернативой может стать инвестирование в собственную добычу угля. Тем более, что Украина нуждается и в дополнительных объемах угля газовой группы, добыча которого снижается.
“Угледобывающие предприятия Украины в первом полугодии 2017 года уменьшили добычу рядового угля на 2,9 процента (на 556,8 тыс. т) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – до 18 млн 435,8 тыс. т. А шахты Луганской обл. сократили добычу производство до 1 млн 514,1 тыс. т (меньше на 21,8 процента). Хуже дела обстоят только в Волынской – добыто всего 56,8 тыс. тонн (минус 48,3 процента)”, – отметил эксперт.
Он добавил, что выходом из ситуации должно стать повышение оптовой рыночной цены на электроэнергию. “Время для игр в коммунизм закончилось. У нас нет выбора – покупать украинский уголь “по Роттердаму” или дешевле. У нас выбор – покупать “по Роттердаму” украинский или импортный. А “импортный” означает “российский”. Из какой бы страны формально он в Украину не следовал”, – резюмировал Кулик.