В последнее время число фейковых новостей резко возросло, и они распространяются со скоростью... со скоростью распространения фейковых новостей. Разоблачение же фальшивки если и происходит, то тихо, потому что никого особенно не волнует.
«Я, журналист Юилья Мелмаед, имею достоверную информацию, что перзидент телекаадемии Познер В.В. подал в отставку, сообщив, что его тошнит от коллег и всего отечественного ТВ, что жизнь в Роисси нестерпима, особенно же невыносима ему мысль, что он произошел от обезьяны. Познер иммигрировал из России в Экваториальную Гвинею».
В последнее время число фейковых новостей резко возросло, и они распространяются со скоростью… со скоростью распространения фейковых новостей. Разоблачение же фальшивки если и происходит, то тихо, потому что никого особенно не волнует. Исключением стало опровержение новости о закрытии программы «Познер» и об отъезде ее ведущего из страны.
Источник «информации» — агентство Fognews, которое избрало своим девизом и принципом работы псевдолатинское изречение novae res a nobis confictae («новости, придуманные нами»), оно и сообщило от имени Владимира Познера: «Я больше не хочу делить с обезьянами одну страну». Все немедленно приняли это за чистейшую монету и распространили по сетям и агентствам. Те, кто догадался-таки проверить, что означает девиз агентства, не удосужились все равно узнать, что такого изречения на латинском никогда не существовало.
Тут мы имеем дело с множественным фейком. С зеркалом, напротив которого стоит другое зеркало и бесконечно множит фальшивый мир. Надо признать, fognews — это новый шаг в деле постмодернизма. Постмодернизм рулил, рулит и будет рулить.
Так же как и название романа Генри Миллера Sexus («Сексус»). По аналогии с плексусом и нексусом, действительно латинскими словами, Миллер создал новую реальность, хотя никакого сексуса на латинице нет и быть не может.
И все-таки тенденция последнего времени очень любопытна. Вал фейковых новостей не может не обратить на себя внимания. Из особенно памятных и явных фальшивок: Познер, бросающий в лицо правду-матку и уезжающий навсегда. Монастырь, на территории которого обнаружен бордель для монахов. Сотрудник ОМОНа, избивающий беременную женщину ногами по животу. Никто этих новостей не проверял. Все возмущались и немедленно делали перепост. Как говорил Никлас Луман, философ и социолог, изучавший массмедийную реальность: «Правда людей не волнует. Людей интересуют новости». Только одна из трех фальшивок была сконструирована намеренно. Остальные фейки родились стихийно. Они прозвучали громогласно.
Их опровержения — вкрадчиво, неслышно. И никто (я специально проверяла!) из моих друзей так и не убрал фальшивки со своих страниц. Где-то в комментариях один мой друг написал, что, дескать, говорят, факт не точный, но до чего же ужасна РПЦ, что такая новость кажется честной.
А не наоборот? Нет? До чего же благодарны и податливы наши уши на ложь! Мои друзья — преимущественно журналисты и сценаристы, то есть люди, профессионально работающие с текстами. Они умеют (должны уметь) пользоваться так называемой внутренней критикой текста, когда не обязательно знать факт, достаточно проанализировать сам текст, чтобы понять, что он фальшив. Во всех трех случаях, если внимательно посмотреть на «новость», ясно, что она не что иное, как ноздревщина, вранье. И даже беглого взгляда достаточно, чтобы заподозрить ложь. Почему же никто ничего не перепроверяет? Откуда у профессиональных людей такая слепота?
Выдавать желаемое за действительное — основной закон человеческой психики. Просто нам очень хочется, чтобы известный телеведущий уровня Познера перестал быть нейтральным, а сказал наконец всю правду власть предержащим. Нам очень хочется прилюдно и откровенно поймать за руку представителей РПЦ, чтобы они больше не смели учить нас нравственности. А уж они ли украли, у них ли украли — неважно, главное, что они замешаны в краже. Нам очень хочется, чтобы омоновцы также были прилюдно изобличены. И не существенно, что мужчина в нашем сознании превращается в женщину, которая на глазах беременеет. Уж преувеличивать — так преувеличивать. Se non è vero, è ben trovato, подсказывают итальянцы. («Пусть неправда, зато хорошо сказано».)
Как сценарист я знаю, что существует правда, а существует правдоподобие. Последнее гораздо лучше ложится на сердце, чем первое.
«Разницы нет никакой между правдой и ложью, — пел Высоцкий. — Чистая Правда со временем восторжествует, если проделает то же, что явная Ложь».
В этой ситуации стирания границ между правдой и ложью, равнодушия к фактам и тотальной потери вкуса к настоящей новости особенно чуткие пытаются творчески осмыслить новую реальность, а заодно защитить психику: создают свои шедевры в жанре мокьюментари (выдуманного документального кино). Надо сказать, что удовольствие от этого минимальное. Каждый, кто пытался когда-либо шутить на территории намеренно придуманных фальшивок, столкнулся с одной странностью: как бы смешно ты ни шутил — не рассчитывай, что твой юмор оценят.
Десять лет назад я снимала фильм о профессиональных нищих, и мне мечталось, что, выйдя «в поле», я встречу настоящих мафиозных королей. Ярких, циничных — таких, у которых 10% в нищенском бизнесе, 10% — в газовом, 10% — в нефтяном, которые поделили всю Москву на районы, раздали своим подопечным разные нищенские амплуа. Поэтов цинизма и грабежа. Современных Пичемов из «Трехгрошовой оперы»: «Вставай, человече, вставай,/ Бесчинствуй, не тешься досугом!/ Увидев, что ты негодяй,/ Воздаст тебе бог по заслугам./ Жену продавай ни за грош!/ Не брезгай ничем и нигде!» Что-то в этом роде… На деле никаких королей не нашлось. Никакой поэзии цинизма. Сплошная проза. Нищих пошло обирала милиция, и ни к какому королю ниточки не тянулись. Грабеж был. Но он был какой-то невыразительный, гадкий, дегенеративный, не имел размаха и на экран не просился. «Придется переквалифицироваться», — решила я и из документалки сделала мокьюментари: я выдумала королеву нищих. Образ этот был откровенно пародийным. Играла ее роль известная писательница. Ни одно слово королевы невозможно было принять на веру — это была откровенная игра.
Реакция на фильм меня потрясла. Никто не поверил в писательницу. Все поверили в царицу нищих. Даже члены съемочной группы, которые в подробностях наблюдали процесс подготовки и написания сценария. Как документалист я замолчала надолго…
Четыре года назад я работала в одной московской газете. К 1 апреля предложила главному редактору сюжет — всем отделом сочиняли, наврали фирменно, изящно, смеялись от души… Харизма у меня средних размеров. Пунктирная. Но эту историю я рассказала с вдохновением, самой понравилось. Жду восторгов. Молчание становится неприятным. Редактор долго буравит меня глазами: «Юля, а чем эта новость отличается от тех, что вы каждый день в своем отделе печатаете?»
До чего же не чуток человек!.. Не скрою, привирали, но не корысти ради, а для эффекта. Журналист — он же как дитя малое, как Ноздрев: хочет сказать сорок, да двести скажется как-то само собою… В общем, так мы натренировали читателя на наших «эффектных» новостях, что всякий нюх на правду отбили. Так что читатель теперь нюансов-то никаких и не видит: у него теперь все 365 дней в году — 1 апреля. Так и не стали мы тогда первоапрельскую новость печатать. Работали в обычном режиме.
P.S. Вчера Марк Цукерберг распространил по фейсбуку свое фото. В руках у него листик А4, а на листике — I stand with Israel («я за Израиль»). Перепостила. Не проверила. От меня пошли десятки перепостов. Наутро оказалось — фейк. Первый раз со мной такое, честное слово.
* Фейк — от английского fake (подделка, фальсификация, подлог, обман).