Кремль терпеливо сносит все от официального Пекина.
«Российские наблюдатели видят в новом «Шелковом пути» Китая шанс поменять расстановку сил на мировой арене и ослабить Запад. Однако российская экономика вряд ли может держаться на равных с Китаем», — отмечает немецкое издание Süddeutsche Zeitung.
Когда пять с половиной лет назад председатель КНР Си Цзиньпин представлял своей проект создания нового «Шелкового пути», он выбрал для это столицу Казахстана, крупнейшей и богатейшей страны среди бывших советских республик в Центральной Азии. Страны, которую Россия по сей день считает частью своей зоны влияния, пишет журналистка Зильке Бигалке.
«У российского президента Владимира Путина собственные планы на Казахстан и Киргизию, — отмечает издание. — Совместно с Беларусью и Арменией страны вступили в Евразийский экономический союз, который должен был вырасти в общий рынок по образцу ЕС под руководством Москвы. Но уже тогда Путин, вероятно, понял, что в экономической мощи он не сможет быть на равных с Китаем».
В 2014 году это неравенство усилилось. «Санкции и падение цены на нефть не только еще больше ослабили российскую экономику, но и увеличили пропасть между страной и Западом и изменили отношение Кремля к проекту «Шелкового пути», — указывает Бигалке. В мае 2015 года Путин и Си Цзиньпин заявили о намерении объединить ЕАЭС и новый «Шелковый путь». «Путин по сей день упоминает оба проекта в одном ряду, однако для Китая российский проект вряд ли играет заметную роль», — отмечается в статье.
Тем не менее, российские наблюдатели видят в китайском проекте шанс: «совместными усилиями они могли бы изменить расстановку сил на мировой арене и ослабить Запад».
При этом, указывает журналистка, показатели развития китайской экономики в восемь раз превышают российские. «Крупные совместные проекты не оправдывают ожиданий. Газопровод «Сила Сибири» должен поставлять в Китай российский газ, однако его строительство затягивается. Новую высокоскоростную магистраль «Москва-Казань» должны были при возможности протянуть до Китая. На прошлой неделе Путин одобрил проект высокоскоростной железнодорожной магистрали до Санкт-Петербурга, но не утвердил таковой в направлении Казани». Крупнейшим успешным проектом на сегодняшний день является проект по сжижению природного газа на арктическом полуострове Ямал, в который инвестирует китайский государственный фонд «Шелкового пути». «Китай охотно освоил бы арктическое побережье России в качестве еще одного маршрута, — пишет Süddeutsche Zeitung в заключение. — Кремль терпеливо сносит и это: он знает, что для того, чтобы в одиночку развивать инфраструктуру в арктическом регионе, у него не хватит средств».