Захват Крымского полуострова принес гораздо больше проблем и трудностей Путину, чем Украине.
Такое мнение высказал публицист Виталий Портников.
По его словам, международное сообщество никогда не признает аннексию полуострова.
То, что действительно было беспрецедентным – так это то, что одно из европейских государств присоединило к себе территорию другой без ее согласия. Вот этого действительно не случалось после Второй мировой войны – никогда и нигде. В Москве любят ссылаться на пример Косово – вот ведь, тоже была автономия Сербии, а США и другие западные страны не колебались с признанием независимости! Но аналогию с Косово можно еще очень условно увидеть, когда речь идет о признании Россией независимости грузинских автономий. Косово не стало частью другого государства – но целью национального движения местных албанцев было сначала воссоединения с соседней Албанией. Если бы Россия остановилась на «красной линии», оккупировав Крым и признав его фиктивную независимость, в Кремле как и раньше – пусть и цинично – могли бы вспоминать о Косово. Но Крым – это не Косово.
Крым – это явное разрушение самой системы международного права, сложившегося после Второй мировой войны. Даже когда Индонезия аннексировала Восточный Тимор или когда Ирак аннексировал Кувейт, последствия этих шагов были совсем другими, чем решения Путина. Восточный Тимор не принадлежал другому государству, Португалия отказалась от прав на него за несколько месяцев до аннексии, а новое независимое государство только начало формироваться. Кувейт также был независимым государством, а не частью другой страны. После оккупации и до ее окончания эта страна отсутствовала на политической карте мира.
«Путин одним своим решением загнал Россию в ловушку, из которой в этой стране просто не выбраться. И это куда большая проблема для России, чем проблема для Украины. Украина не контролирует часть своей территории – но не она одна такая. Не контролируют часть своей территории Грузия, Молдова, Кипр, много других стран», – сказал Портников.
Он отметил, что контроль Россией чужих территорий обрекает ее на «вечную вражду с пострадавшей страной и на непризнание собственных границ международным сообществом».
«И предусматривает в случае решения проблемы, то есть возвращение оккупированной территории – позор и внутренний кризис», – добавил публицист.