Последние новости
Сегодня
22 января 2026
21 января 2026
20 января 2026
19 января 2026

Почему Лукашенко так трясется от страха?

no image

Правителя мучит фобия при слове «вакханалия».

Лукашенко снова употребил в отношении выборов смачное словечко «вакханалия». Что же напрягает правителя?

Об этом в статье на naviny.by пишет политический обозреватель Александр Класковский.

«Сегодняшняя предвыборная вакханалия, иначе ее не назовешь, перед «парламентскими выборами» говорит о том, что это просто репетиция «президентских выборов». Нам постараются не позволить спокойно пройти эти периоды», — заявил Лукашенко 12 сентября, когда назначал на должности послов, вертикальщиков и директоров.

13 ноября прошлого года, также в кадровый день, правитель в напутствие назначенцам ввернул ту же метафору: «Будущий год — это год серьезный. У нас начинается политическая вакханалия, которая продлится минимум полтора года. И «выборы парламента», и президента. Они никогда не добавляли стабильности и спокойствия в нашем обществе».

Ранее правитель признавался, что от разгула предвыборной демократии его «просто тошнило».

Итак, правящую верхушку мучит фобия дестабилизации. Показательно, что власти развели во времени «парламентские» и «президентские выборы» (вторые, вероятно, пройдут в августе 2020 года).

При этом рука не дрогнула усечь срок полномочий «палаты представителей» нынешнего созыва на десять месяцев («депутаты» плюху покорно проглотили). Де-факто теперешние выборы в «палатку» — досрочные, хоть глава Центризбиркома Лидия Ермошина возмущенно отметает такое определение.

Она же со святой простотой не раз объясняла, что кампании разводят с целью не допустить излишней политизации общества. Изумительный мотив: выборы, которые в нормальных странах как раз и предназначены быть пиком политизации (и при этом решать вопрос власти цивилизованным способом, а не через баррикады), у нас стремятся провести, как ритуал на кладбище, причем даже не скрывают этого.

Лукашенко под прицелом

Правда, Лукашенко, принимая верительные грамоты послов, заметил, что хотя Запад всегда упрекал Беларусь в скучных электоральных кампаниях, на нынешних выборах в «палату представителей» даже в первые дни сбора подписей «уже очень весело».

Трудно сказать, что он имел в виду. Может, всполошивший вертикальщиков пикет на столичной площади с лозунгом «Лукашенко должен уйти»?

Странно, что от этого лозунга чиновников так колбасит. Во-первых, выборы как бы подразумевают возможность смены власти. Во-вторых, действующий правитель и сам дает понять, что он не Кощей Бессмертный. Вот и сегодня при назначении кадров Лукашенко философски изрек: «Уже должно приходить новое поколение людей. Мы когда-то уйдем».

Впрочем, правитель Беларуси явно не торопит время. И думает не столько о «парламентской кампании», сколько о «президентской».

Лукашенко заявил: если на «парламентских выборах» будут критиковать и наносить удары по каким-то людям (надо понимать, выдвиженцам вертикали), то это будут удары с дальним прицелом — по «президенту». Фраза весомая.

Даже в таком имитационном варианте, как в Беларуси, «выборы», как видим, напрягают Лукашенко. Тому есть несколько причин.

Во-первых, хоть среднюю зарплату и «накачали», но это, по сути, лишь повтор того, что Лукашенко дал народу еще к выборам 2010 года. То есть десятилетие страна просидела в болоте, пока остальной мир (уникальные места типа Северной Кореи не в счет) уходил вперед.

Резервов для дальнейшего серьезного подъема доходов населения у властей нет. Даже сейчас зарплаты сильно обогнали производительность труда, что чревато перекосами в экономике, может аукнуться всплеском инфляции.

Масса, некогда видевшая «прогресс» в плане чарки и шкварки, сейчас разочарована и недовольна. Широкой публике не известны результаты закрытых социологических исследований, что кладутся на стол правителя, но о них может косвенно говорить недавняя фраза Лукашенко (тоже при кадровых назначениях), что «уж не умирает народ от любви к нам».

Да и этот вот страх дестабилизации, который проговаривается раз за разом, — не плачевными ли рейтингами из закрытых соцопросов он навевается и подогревается?

А вдруг народ проснется?

Ну, а самая главная причина фобий белорусского руководства кроется в психологии авторитаризма. «Выборы» априори рассматриваются как покушение на святое. Отсюда — рефреном звучащий мотив про подкопы неких таинственных врагов.

«Выборы» — это период, когда даже дремотного обывателя может осенить: елки зеленые, так это же инструмент, которым в нормальном мире меняют надоевших персонажей наверху. Как украинцы вон взяли да и показали норов — выбрали того, кого кое-кто презрительно именовал клоуном.

«Выборы» — это тот момент, когда заматеревшую власть, которая вросла в свой царственный статус, начинает подташнивать даже от легкой турбулентности, даже от видимости альтернативы.

Читайте Економічні новини у Google News Підписатися

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи