Согласно статистическим данным, женщины в целом значительно чаще мужчин чувствуют себя счастливыми и американским ученым удалось найти генетическую основу такого положения вещей
Как сообщается в пресс-релизе университета Южной Флориды, впервые выделен ген, отвечающий за повышенный уровень содержания нейромедиаторов – так называемых “гормонов удовольствия” – именно в женском головном мозге, который авторы исследования назвали “первым геном женского счастья”. Работа опубликована в журнале Progress in Neuro-Psychopharmacology & Biological Psychiatry.
Таким геном оказалась ген, кодирующий белок моноаминоксидазу типа А (MAOA). Этот фермент, в том числе, расщепляет серотонин, дофамин и норадреналин – нейромедиаторы-моноамины, называемые “гормонами удовольствия” – в тканях головного мозга. Ингибиторами моноаминоксидазы являлись первые антидепрессанты (в настоящее время в качестве антидепрессантов также применяются ингибиторы обратного захвата серотонина).
Однако, как выяснилось в результате исследования, низко-экспрессивная версия MAOA обеспечивает сниженную активность моноаминоксидазы и, соответственно, более высокий уровень моноаминов в тканях мозга, что, в свою очередь, положительно влияет на настроение.
Авторы проанализировали ДНК 345 участников долговременного, посвященного изучению психического здоровья исследования “Дети в обществе”, 193 женщин и 152 мужчин, на предмет вариаций гена MAOA. Результаты при этом соотносились с “уровнем счастья” каждого участника – люди сами оценивали, счастливы ли они, по специально разработанной шкале.
При обработке информации, помимо пола участников исследования, были учтены такие факторы, как возраст, уровень образования, уровень доходов, состояние физического и душевного здоровья и другие.
В итоге обнаружилось, что женщины с одной копией низко-экспрессивной версии MAOA в целом ощущают себя на порядок более счастливыми, чем женщины, у которых эта версия отсутствует, и мужчины с любым количеством копий и любыми версиями этого гена. А женщины с двумя копиями низко-экспрессивной версии MAOA еще больше обгоняют остальных по “шкале счастья”.
Исследователи предполагают, что причина того, что абсолютное большинство мужчин – носителей “счастливой” версии MAOA не чувствуют себя от этого более счастливыми, заключается в высоком уровне мужского гормона тестостерона, который блокирует положительное действие сниженной активности моноаминоксидазы. Мальчики с низко-экспрессивной версией MAOA в детстве, возможно, ощущают себя более счастливыми по сравнению со сверстниками, однако из-за повышения уровня тестостерона в пубертатном периоде этот эффект пропадает.
Лидер группы исследователей, профессор Хеньян Чен (Henian Chen) из университета Южной Флориды, полагает, что необходимо продолжить изучение генетической природы таких субъективных состояний человеческой психики, как ощущение счастья, душевной гармонии и хорошего настроения, что, по его мнению, может помочь в понимании механизмов возникновения различных психических расстройств.