Многие из нас — жителей так называемых развитых стран — всерьёз поверили в конец света по календарю майя, якобы предсказанный на 21 декабря. И вот — уже 22-е. И поутру мы всё-таки проснулись: и в Гондурасе с Гватемалой, и в Сальвадоре с Мексикой и Белизом, где и стоят все эти пирамиды майя. Об уроках истерии, но, конечно, и пропаганды конца света турфирмами и даже, как мы уже рассказывали, правительствами стран майянской культуры – репортаж с мексиканского полуострова Юкатан.
Еще никогда каменные города майя не были так перенаселены — туристами, исполнителями духовных практик, шаманами и пройдохами, желающими сойти за служителей культа духов. Все вместе обращались к небу. Каждый по-своему. И толком даже не представляли, во сколько именно ждать обещанного — то ли конца света, то ли нового цикла календаря майя — в полночь, в 5 утра (это время зимнего солнцестояния), а, может, в 8 вечера, когда начались официальные торжества. Главное, говорили: что-то происходит.
“Конкретно вот эта пирамида — она просто магнитит, манит, — говорит турист Игорь Златкевич. — Мы вот хотели посмотреть другие развалины, но я вот просто не могу отойти отсюда, я вот на нее смотрю-смотрю и получаю удовольствие”.
“Ожидали некий сдвиг, гравитационные изменения, и вот сегодня мы чувствуем это целый день”, — признается другая туристка Джессика Эллен.
Еще раньше притягательность события в календаре майя почувствовали чиновники от туризма. Конец света стал своего рода брэндом, в который Мексика, к примеру, вложила 8 миллионов долларов. Инвестировали в апокалипсис и другие страны, на территории которых остались поселения майя: Гондурас, Гватемала. Но наибольший поток туристов, похоже, оттянула на себя все-таки Мексика. На развалинах Чичен-Ица 21 декабря 2012 года побывали больше 20 тысяч человек.
“Мы когда сюда ехали — пошла мистика, — рассказывает еще одна туристка. — У нас на всех навигаторах пропала Чичен-Ица. Ни на “Айфоне”, ни на “Айпаде” не было. Мы подумали, может, ее больше уже и нет?”
Никуда Чичен-Ица не исчезла. А вот цивилизация майя действительно могла остаться тайной. Мир, быть может, и не узнал бы о возможном грядущем конце света, если бы не отечественная наука. Выдающийся ученый этнограф Юрий Кнорозов первым в мире расшифровал письменность древних майя.
Это же открытие основателя советской, а затем и российской школы майянистики, сейчас помогло точно установить, что никакого конца света индейцы как раз и не предсказывали. У них и понятия такого не было. А полагаться на псевдонаучные доводы — как вновь подтвердилось — себе дороже: будь то лишняя пачка соли за 15 рублей или место в защитном бункере за 20 тысяч.