Архитекторы и строители уже давно могут создавать свои проекты, используя программы 3D-моделирования и визуализации.
Однако теперь они могут ощутить, как это – находится внутри своего будущего творения. Для этого им надо взять очки виртуальной реальности и оглянуться вокруг себя на 360 градусов.
Более того, их коллеги (также в очках) могут вместе с ними “посетить” ту же архитектурную модель и внести изменения в проект в режиме реального времени. При этом они могут находиться на другом конце света.
Таков увлекательный мир современного виртуального строительства. Согласитесь, это – кардинальные новшества для отрасли, которая традиционно была ориентирована на стройматериалы, а не на компьютерные программы.
Даже Эндрю Уолстенхолм, исполнительный директор компании Crossrail, которая занимается строительством новой высокоскоростной железной дороги в Лондоне, признает: “В былые времена мы не особо интересовались инновациями. Строительные компании не испытывали особой потребности в изменениях”.
“Однако сейчас перед нами открываются отличные перспективы”, – добавляет он.
Строительные игры
Информационное моделирование зданий или ВІМ (англ. Building information modelling) – разработка трехмерных прототипов объектов строительства – выходит на качественно новый уровень.
В новой версии своего программного продукта Revizto компания из Сан-Франциско Vizerra расширяет уже существующие функции информационного моделирования.
“Опираясь на технологии 3D-игр и облачные решения, Revizto объединяет различные архитектурные пространства и производственные потоки в единую наглядную модель, внутри которой можно передвигаться”, – говорит директор компании Арман Гукасян.
Интерактивное трехмерное рабочее пространство позволяет пользователям “посетить” объекты своих разработок, параллельно исправляя ошибки или внося изменения. Сейчас Revizto поддерживает 3D-очки HTC Vive и Oculus VR.
Меньше ошибок
С помощью трекера, встроенного в Revizto, члены проектной группы могут работать в режиме реального времени и распределять производственные задачи.
Как утверждают представители компании Vizerra, такой подход помогает клиентам экономить до 40% оплачиваемого времени, ведь теперь ошибки, как, например, недостаток освещения или неудобное размещение опорных колонн, легко исправить еще до начала строительства.
“В любом строительном проекте 30% и более общего бюджета расходуется на исправление ошибок, незаметных на этапе разработки”, – говорит Гукасян.
“Бешеные деньги тратятся впустую из-за устаревших стандартов, – добавляет он. – Мы позиционируем свою разработку как абсолютно новый подход, который доказывает, что даже в самых серьезных отраслях есть место игровым технологиям. Они в корне меняют способы координации и сотрудничества участников проекта”.
В программе Revizto сейчас работают более 60 тысяч клиентов в 150 странах мира, говорят представители Vizerra; среди них – всемирно известные архитектурные и строительные компании, такие как Foster & Partners и Perkins & Will.
Другие ключевые игроки этого быстро растущего рынка – это компании AutoCAD, Revit и Vectorworks Architect. Прогнозируют, что к 2022 году мировые продажи в этой области составят почти 12 миллиардов долларов.
Учет рабочего времени
Крупные строительные проекты могут быть сложными и дорогостоящими, поэтому крайне важно вести качественный учет рабочего времени сотрудников, расходуемых материалов и процесса строительства.
В прошлом прорабы часто отмечали количество отработанных рабочими часов в своей записной книжке, а затем переносили эти данные в табель и, при необходимости, в компьютер.
Но стартап в области анализа данных Rhubix поможет автоматизировать сбор такой информации.
Одноименное мобильное приложение позволяет рабочим вести учет рабочего времени на смартфоне, автоматически передавая эти отчеты на утверждение прорабам. С помощью GPS прорабы могут отслеживать, где именно находились работники в то или иное время. Это также позволяет вовремя фиксировать и устранять задержки в работе.
Один из основателей компании Rhumbix Зак Шил служил в строительных войсках США и вдохновился тем, каким способом руководство отслеживало перемещение 3 тысяч американских военных на базе в Джибути во время Арабской весны 2011 года.
Несколько лет назад Шил занимался разработкой инфраструктурных проектов в Чили и заметил, что строительные работы требуют схожего подхода к сбору данных и контролю производительности.
“Зарплата сотрудников – это самая большая статья расходов, и именно ее проще всего систематизировать”, – говорит он.
“Беспроводное соединение, смартфоны и планшеты изменили правила игры, ведь они заложили необходимый технологический фундамент для разработки программ для строительной отрасли”, – считает Шил.
Помимо учета рабочего времени, программа Rhumbix позволяет хранить в режиме реального времени актуальные прайс-листы и информацию о наличии строительных материалов. Подрядчики также могут отправлять туда свои расчеты.
Это важно, поскольку 15% материалов, доставленных на строительные площадки, по данным Британского совета по экологическому строительству, в конце концов оказываются на свалках. В США строительный мусор составляет почти 40% всех твердых отходов.
“Испорченный телефон”
Чтобы реализация большого строительного проекта прошла без сучка и задоринки, необходимо, чтобы все участники процесса работали слаженно. В старом аналоговом мире это было практически невозможно.
“Мы осознали, что ошибки часто допускаются тогда, когда прорабы не имеют доступа к нужной информации в нужное время”, – говорит Александр Силджановски, инженер и директор компании BaseStone, специализирующаяся на программных решениях для строительства.
Компания разработала платформу для групповой работы. Связывая между собой все участки строительства и офисы, эта платформа позволяет организовать эффективную коммуникацию и выявить проблемы на ранних стадиях.
Чертежи и документы загружают в общую базу, и программа автоматически обновляет новые версии. До появления таких программ строители порой ошибочно брали в работу устаревшие чертежи или не могли должным образом зафиксировать проблемы безопасности, говорит Силджановски.
“Цифровую платформу для строительства” компании BaseStone используют в 50 странах мира – в частности, такие клиенты, как Alstom, Skanksa, Balfour Beatty и Crossrail.
Среди других компаний, предлагающих подобные программы для проектного менеджмента, – HBXL и Builk.
Итак, строительный сектор постепенно погружается в новейшие цифровые технологии. Благодаря компьютерному дизайну и виртуальной реальности на свет появляются здания, которые, казалось бы, построить невозможно.