Через 5-7 лет начнется массовое закрытие бензиновых заправок в виду их ненужности, а города будут вводить зоны запрета для движения автомобилей внутреннего сгорания.
Есть распространенная теория о том, что все крупные исторические процессы ускоряются, и те качественные изменения, которые давались человечеству столетиями, теперь происходят за несколько десятков лет, а некоторые перешли на еще более короткие циклы. Нам, находящимся внутри этих процессов, трудно оценить их скорость или изменение оной. Это все равно, что, лежа на диване в своем спальном вагоне, вы можете ощущать совсем немногие эволюции, происходящие с поездом. Если машинист плавно начинает и заканчивает движение, то в вагоне поезда вообще не ощущается движения, а между тем, только что стоящий поезд набирает скорость и вот уже движется с привычными 120-130 км/ч.
Какие-то процессы уже сейчас показали свое глобальное влияние и оцениваются как революция, а другие – только сейчас набирают обороты, но мы особо не замечаем ни первых, ни вторых, воспринимая их как фон повседневным событиям. В самом деле, прошло каких-то 10 лет сланцевой революции, когда из Москвы, с ул. Наметкина, где расположена штаб-квартира концерна Газпром, сыпался искрометный юмор, жестко высмеивавший “сланцевый пузырь”, который вот-вот лопнет. Но ничего смешного в этом не оказалось. Сланец полностью обеспечил Штаты газом и нефтью, а теперь ринулся в те регионы, куда РФ планировала выходить в своих программах роста. Мало того, уже начались поставки в Европу и именно туда, где Газпром был монополистом. Теперь в Газпроме не до анекдотов и фельетонов. Он стремительно теряет капитализацию и полным ходом движется к тому самому финалу, который его руководство пророчило сланцу.
В любом случае, нефтегазовый рынок уже существенно изменился и продолжает стремительно меняться дальше. А параллельно идут процессы, которые вообще необратимо изменят облик энергетики. Одно за другим идут сообщения о том, что очередная европейская страна преодолела рубеж 50% снабжения электроэнергией из восстанавливаемых источников – солнечных и ветроэлектростанций. Причем, такие страны анонсируют даты, когда они выйдут на 100% переход на новые источники энергии. А вслед за ними крупнейшие производители автомобилей тоже выдают планы полного или половинного перехода на производство электромобилей в ближайшие 5 лет. Уже сейчас можно говорить о том, что автомобилестроение первым уходит от двигателей внутреннего сгорания. А параллельно идет штурм новых высот эффективности элементов солнечных батарей и хранилищ электроэнергии, которые уже сейчас способны переводить любое жилище на автономное энергоснабжение.
Почти все эти стремительные изменения связаны с именем Илона Маска, которого в кошмарных снах видят Путины всех мастей. Маск и подобные ему люди уже втаскивают человечество в завтра, где детям в школе будут пытаться пояснить, почему нефть была таким важным продуктом и почему из-за нее были такие жуткие баталии.
Просто представим, что через 5-7 лет начнется массовое закрытие бензиновых заправок ввиду их ненужности, а города будут вводить зоны запрета для движения автомобилей внутреннего сгорания.
И если уж речь зашла о Маске, то 10 лет назад, в Роскосмосе стоял бы громовой смех, и даже ржание, если бы там сказали, что какой-то парень, уроженец далекой южноафриканской Претории, перебравшийся в Штаты, откроет частную компанию и создаст ракеты, которые в 2017 году подомнут под себя более половины космических перевозок в мире. Есть большая доля вероятности, что именно его космические аппараты донесут первую экспедицию живых людей на другую планету солнечной системы.
Все это к тому, что прямо сейчас разворачиваются совершенно новые конгломераты технологий, которые точно преобразят мир, хотя еще и не вполне понятно, как. Наиболее перспективны именно эти прорывы новых технологий и уклада. Украина тоже переживает коренную трансформацию, и мы сейчас пока очень гибки и можем принять любую форму, встроиться в любой процесс, что даст внутренний импульс развитию. Это пока некое ощущение, предчувствие, но то, что сейчас Украина оказалась впервые открытой новому – без сомнений. Совокупность новшеств, за эти три года, превышает не только все то, что было за годы независимости, но и даже то, что было в совке. Мы можем и хотим, и мы можем легко оторваться от того, что было. Мы только формируем новые традиции, новые взгляды и новые подходы. Поэтому, надо максимально вписываться в то, что делает Илон Маск и подобные ему люди. У нас они тоже есть и всегда были.
Простой пример. Если будет принято решение передать из консервации армии США какое-то количество вертолетов, тяжелых танков и чего-то подобного, для прокачки на наших предприятиях, то противник очень скоро увидел бы совсем другие Апачи, Абрамсы и Палладины, а там глядишь – удивили бы чем-то таким интересным, что Кремль оказался бы под слоем последствий диареи.
В общем, мы поломали старую систему, и пока только собираем новую, и тут важно, не городить что-то другое, но старое. Лучше делать сразу новое, в гармонии с теми процессами, которые прямо сейчас меняют мир.