Обычно Google не распространяется про суммы своих затрат на разработку беспилотных автомобилей. До сих пор это у нее получалось. Сумма первого проекта, Project Chauffeur, была заложена в финансирование программы Х, а после того, как она была рассекречена, она была включена в статью расходов "прочие направления", включающей кроме автомобилей, оптоволоконный интернет, домашнюю автоматизацию и другое.
Зато теперь в материалах судебного процесса Waymo против Uber компания была вынуждена назвать конкретные цифры, по которым можно судить, насколько Google заинтересована в беспилотных автомобилях. Стало известно, что с 2009 года, когда Себастиан Трун (Sebastian Thrun) получил от Ларри Пейджа (Larry Page) «добро» на Project Chauffeur, и до 2015 года было потрачено 1,1 миллиарда долларов на создание ПО и оборудования для “беспилотников”.
Эти данные представил Шон Бананзадэ (Shawn Bananzadeh), финансовый аналитик Waymo. В ходе судебного процесса, в котором дочернее предприятие Google Waymo обвиняло Uber в нарушении патентов и промышленном шпионаже, он давал свидетельские показания.
Поскольку технологии автономного вождения Waymo пока еще не имеют коммерческой отдачи, в компании считают, что ущерб от действий Uber следует высчитывать, исходя из средств, потраченных на создание этой интеллектуальной собственности.
Вынужденные приоткрыть завесу секретности над расходами по этой программе юристы Google были предельно немногословны. В частности, они отказались конкретизировать стоимость отдельных «промышленных секретов»: для Trade Secret 2, Trade Secret 25, Trade Secret 90 – в каждом случае они давали одну и ту же калькуляцию 1,1 млрд долл.
«Так как они являются частями целостной системы автономного вождения, эта цифра говорит о стоимости всей программы с момента её начала», – таким объяснением ограничился Бананзалэ.
Ответчики из Otto Trucking (Uber купила этот стартап бывших сотрудников Google в августе 2016 г. за 680 млн долл.) считают названную сумму «чрезмерно завышенной», а теорию расчёта ущерба Waymo «полностью спекулятивной».
Следует отметить, что в условиях нынешнего подогретого рынка автономных машин, миллиард долларов – достаточно скромное капиталовложение, особенно если учитывать, что Waymo в итоге стала обладателем самой продвинутой программной технологии в этой отрасли. Её интеллектуальные алгоритмы прошли обучение на миллиардах миль компьютерных симуляций вождения, а её автомобили получили самую обширную практику на реальных улицах (более 3 млн миль во многих городах).
На данный момент самая крупная сумма, вложенная в автономное вождение, это 15,3 млрд долл., который Intel заплатила в марте за Mobileye – израильского разработчика полуавтономной системы управления для автомобилей Tessa. Ранний старт и ориентация на создание нужных технологий собственными силами позволили Google уложиться в малую долю этой суммы.