Баскетбольный судья Борис Рыжик рассказал о разнице между нашим и европейским баскетболом и почему не примет извинения Гомельского.
— Борис, говорят, в Европе, как и в Украине, сейчас тоже кризис, и клубам тоже приходится экономить, в том числе и на исполнителях. Вы только отсудили финал четырех Евролиги, заметили, что уровень турнира и грандов снизился?
— Я бы сказал, что более выровнялся, чем снизился. Сезон прошел в напряженной борьбе на групповом этапе, еще более напряженным — в топ-16. В плей-офф все восемь команд были достойны друг друга, и могла победить любая.
— Разница между нашим чемпионатом и еврокубками сейчас просто разительная. Вам, судье, приходиться перестраиваться?
— Естественно. Как я уже говорил: чем слабее уровень, тем сложнее судить. Поскольку техническая подготовка спортсменов ниже — отсюда и брака больше.
— В честь окончания сезона чем-то побаловали себя в Мадриде, где проходил финал четырех Евролиги, приобрели что-нибудь на память?
— Традиционно беру испанский хамон и бутылочку хорошего вина. Ну, еще и пару сувениров с финала четырех.
— Устраивает ли Евролига какие-то праздники для судей в конце сезона?
— Обычно не устраивает, и в этот раз ничего особого не было. Собрались в своем судейском кругу и отметили великолепное окончание сезона.
— В этом году два Евробаскета, мужской и женский. Будете ли обслуживать какой-то из них?
— Да, буду принимать участие в мужском Евробаскете, который состоится на этот раз в четырех странах. Где буду судить групповой этап, еще не знаю, но точно не в Риге — там играет наша сборная. Я искренне желаю ей добиться хорошего результата.
— Какой из матчей финала четырех Евролиги был сложнее в судействе?
— Отмечу полуфинальный поединок между “Олимпиакосом” и ЦСКА. Заметно ощущалась нервозность обеих команд, ведь на кону стояло попадание в финал.
— Как раз во время этого матча произошла щекотливая ситуации с российским комментатором Владимиром Гомельским, который оскорбил вас в прямом эфире (Рыжик зафиксировал нарушение правил москвичами, и тот отреагировал: “Вот же урод! Гриб, а не судья!” — Авт.). Потом он извинялся, называя вас одним из лучших арбитров Европы… Какие в принципе у вас отношения?
— Я часто смотрю игры и передачи с Гомельским. Не скрою: его интересно слушать. Кто-то согласен с его мнением, кто-то — нет. После полуфинала мой телефон был багрового цвета от количества звонков и сообщений. Никаких отношений ни близких, ни далеких у меня с ним нет. Я его вообще вживую видел пару раз. Посмотрев в интернете его оскорбительные комментарии в мой адрес, я был в шоке. Тем более, понимая, что это слышала многомиллионная аудитория, и самое главное — моя семья. Несмотря на то, что он извинился, его извинений я не приму и руки ему никогда не подам.
— Вы следите, что о вас пишет пресса и говорят комментаторы? Вообще, бывают конфликты между судьями и комментаторами?
— Естественно, слежу. В моей жизни такая ситуация произошла в первый раз. Конечно, я понимаю, что человек болел за свою команду, но всему есть предел! За своими словами нужно следить и иметь банальное воспитание. Думаю, этими словами он унизил в первую очередь себя и свою знаменитую фамилию.
— Как вам судится на матчах в России? Как принимают? Ведь в Украине сейчас все российское, в том числе и судьи в спорте, принимается в штыки.
— Я судил очень много игр с участием российских команд, как в России, так и за ее пределами. Болельщики в любой стране, неважно, в России или в Украине, Литве или Греции, поддерживают свою команду и выплескивают эмоции в адрес судей. Никогда не связывал и не буду связывать политику и спорт, в этом и заключается профессионализм. Рефери должен четко и честно выполнять свою работу.