Украинская власть против журналистов, так назвал свою публикацию обозреватель азербайджанского «Зеркала» Юрий Райхель
Автор считает, что расследование нападения на представителей прессы пытаются спустить на тормозах.
В Украине традиционно 18 мая отмечается День Европы, напоминает он. На главной улице Киева Крещатике устанавливаются палатки, представляющие каждую страну Евросоюза. Жителей столицы и гостей угощают кулинарными изделиями и напитками, традиционными для той или другой страны. Здесь же выступают фольклорные ансамбли, исполняющие песни и танцы своего государства. Аналогично День Европы отмечают и в других городах Украины.
Но в этом году все пошло по несколько иному и в чем-то неожиданному сценарию.
Уже почти полгода оппозиция проводит акцию «Вставай, Украина». В большинстве областных центров проходили митинги с требованиями отставки нынешнего правительства и президента. Заключительный митинг планировался в Киеве 18 мая. Предполагалось, что в нем примет участие достаточно много людей.
Однако власть за несколько дней до проведения оппозиционного митинга стала чинить всяческие препятствия. Из продажи исчезли билеты на поезда и автобусы в Киев. Владельцев автопредприятий предупредили, чтобы они не сдавали в аренду принадлежащий им транспорт. Уже выехавшие автобусы останавливали на подъездах к Киеву и под разными, чаще всего смехотворными, предлогами не давали возможности въехать в город. Одновременно с заявкой оппозиции в киевский совет Партия регионов подала заявление на проведение своего антифашистского митинга. Все это было бы даже смешно, но события не оставляют места для смеха, считает Райхель.
Чтобы предотвратить возможные столкновения, два конкурирующих митинга развели во времени и пространстве. Хотя оба в центре города, тем не менее, до определенного времени была перспектива мирного исхода. Видимо, такая возможность не всех устраивала.
Впереди колонны оппозиции вдруг появился БРДМ (боевая разведывательная дозорная машина). Она была расцвечена флагами, напоминающими цвета оппозиционной партии «Батькiвщина», формальным лидером которой остается находящаяся в заключении Юлия Тимошенко. Молодые люди на БРДМ обливали шедших в колонне водой и выкрикивали провокационные лозунги. Интересно, что появление бронированного автомобиля не вызвало никакой реакции у милиции. Более того, стало известно, что перед появлением впереди колонны оппозиционеров БРДМ сопровождала машина с автоинспекторами.
Все это стало достаточно быстро известно, оппозиционеры из партии «Свобода» остановили и окружили БРДМ, вытащили тех, кто в ней находился, и попытались ее опрокинуть. Только после этого вмешалась милиция, которой, кстати, было достаточно много, отмечает издание. По данным властей, в охране порядка было задействовано более 4 тысяч милиционеров, в том числе привлеченные из регионов – Днепропетровской и Луганской областей.
Уже на провластном так называемом антифашистском митинге выделялись группы молодых людей спортивного телосложения. После его окончания они по каким-то странным причинам направились на митинг оппозиции. Как потом объясняли, правда, анонимно, некоторые из них пошли за деньгами, обещанными Партией регионов.
Невдалеке от Михайловской площади, на которой проходил митинг оппозиции, и возле городского управления МВД по пока не известным причинам между спортивными молодчиками и членами партии «Свобода» началась драка. Но в основном нападали на журналистов, которые были здесь и пытались снимать происходившее. Последнее особенно вывело молодчиков из себя. Они били журналистов, пытались разбить фотоаппараты и телекамеры. Больше всего досталось журналистке 5-го телеканала Ольге Сницарчук и фотокорреспонденту газеты «Коммерсант – Украина» Владиславу Соделю, который пытался защитить девушку. Обращения к милиционерам за помощью, чтобы унять разбушевавшихся молодчиков, успеха не имели. Стражи порядка равнодушно наблюдали за происходящим. Как потом объяснили их начальники, «проявили нерешительность».
Вообще отношение властей к журналистам, особенно из оппозиционных изданий, сводится к формуле: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю.
Взаимоотношения власти и СМИ в Украине весьма далеки от идеальных, считает журналист азербайджанского издания Юрий Райхель. Но то, что происходит в последнее время, выбивается из ряда вон, пишет он. И совершенно неудивительно, что журналистское сообщество пытается такому развитию событий противостоять. Главным оружием в этом является солидарность. Причем не только журналистов.
Буквально через несколько минут съемки избиения попали в Интернет. Молодчика, который прославился избиением Ольги Сницарчук, тут же опознали. Им оказался ранее судимый боксер Вадим Титушко по прозвищу Вадик Румын. Он из Белой Церкви, районного центра Киевской области.
Шум поднялся не только в блогосфере. О произошедшем вынуждена была писать даже провластная пресса. Сначала в Партии регионов во всем обвинили оппозицию, приписывая ей привлечение молодчиков, но очень быстро выяснилось, что нанимала их как раз Партия регионов. Журналисты разыскали и товарищей Вадика Румына, которые жаловались на партию власти. Им, вроде бы, денег не заплатили за труды.
Двигаясь по накатанной дорожке, в милиции вместо расследования факта драки и избиения попытались обвинить Ольгу Сницарчук, что она не была журналисткой, не выполняла редакционное задание и вообще напала (!) на бедного боксера, пишет издание. Это еще больше усилило скандал. Журналисты собрались на пикет возле городского управления МВД и потребовали тщательного расследования. На следующий день пикет появился у здания Кабинета министров. На заседании правительства аккредитованные журналисты в знак протеста повернулись спиной к премьер-министру Николаю Азарову с прикрепленными плакатами «Сьогоднi журналiстка! Завтра – ваша дружина, сестра, донька. Дiйте!».
Реакция премьер-министра была мгновенной и предсказуемой. Он потребовал, что протестующие были лишены аккредитации за препятствие работе Кабинета министров, хотя акция была молчаливой и никому не мешала. Реакция общественного мнения, в первую очередь оппозиции, была столь негативной, что премьер дал задний ход. На встрече с протестующими журналистами он извинился и отменил свое указание, пообещал тщательное расследование.
Вадика Румына задержали, но затем суд постановил выпустить его под залог в 21 тыс. гривен (чуть более 2,5 тыс. долларов). Без всякого желания милиция возбудила уголовное производство в отношении него по двум статьям Уголовного кодекса Украины: по ч.1 ст.125 «Умышленное легкое телесное повреждение» и ст.171 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Наказание до 5 лет лишения свободы. По второй статье ответственность даже большая. Кстати, милиция никак не хотела открывать производство по ст.171 и вынуждена была пойти на это под очень сильным общественным давлением.
На видео, распространенном в Интернете, боксер клялся, что Ольгу Сницарчук и пальцем не тронул, она, вроде бы, сама упала. Заодно плакался, что мало зарабатывает и поэтому за 400 гривен (около 50 долларов) согласился «охранять митинг от бросания бутылок и других предметов». Как при этом у него нашлись деньги на такой большой по его доходам залог остается загадкой. Как и то, что после освобождения из милиции он уехал на автомобиле представительского класса BMW X5. Оппозиция категорически отвергает и, судя по всему, это так, какие-либо контакты с особами, подобными Вадику Румыну. Тем более, что теперь вскрылись факты, зафиксированные на видео: молодчики, в том числе и главный фигурант скандала, участвовали в нападениях на избирательные участки во время последних выборов осенью прошлого года, в округах, где победили кандидаты от оппозиции.
Из произошедшего можно сделать ряд выводов, резюмирует автор статьи. Во-первых, власть окончательно рассорилась с большинством СМИ. Более того, в акциях протеста участвовали не только оппозиционные журналисты, но и их коллеги из газет и телеканалов, которые никак таковыми назвать нельзя. Были, конечно, высказывания и в поддержку власти, но их было так мало, что погоды они не делают.
Во-вторых. Каждый случай столкновения власти и журналистов приводит к усилению солидарности последних. Попытки поставить под контроль в виде рейдерского захвата оппозиционный телеканал ТВi натолкнулся на весьма жесткий отпор. Практически все журналисты с телеканала уволились, а оставшихся, как и вновь принятых, считают штрейкбрехерами. На передачи телеканала не ходят политики, эксперты и обозреватели. Именно аналитическими программами телеканал славился и имел достаточно высокий авторитет. Сейчас работа его практически парализована, эфир заполняют повторы прошлых передач. Такая степень солидарности в Украине фактически произошла впервые. И, как ее продолжение, стало противостояние с властью после избиения журналистов 18 мая.
В-третьих. Власть действует грубо и непрофессионально. Взят курс на откровенное запугивание недовольных и, в первую очередь, журналистов. Пружина общественного недовольства сжимается все сильнее и самым недальновидным в таких условиях является именно демонстрация силы. Милиция используется в политических целях, поэтому уровень доверия к ней не превышает 1%. Ниже уже невозможно.
В-четвертых. Граждане начинают осознавать, что надежды на власть, которая действует им во вред, нет никакой. Пока активисты решительно противостоят захватам парков, прибрежных зон и заповедников. Доходит до весьма масштабных схваток с милицией, как это произошло на днях в городе Нежине Черниговской области. Там, по решению
Горсовета, городской парк был передан в частную собственность. Ручные суды проштамповали это решение. Тогда собравшиеся активисты сломали строительный забор, их поддержали жители окрестных домов. Попытки милиции помешать этому привели к такому большому столкновению, что стражи порядка благоразумно отступили. Каждый день приходят сообщения о подобных фактах. В этом процессе на журналистов смотрят многие, их солидарность и организованность является примером.
К сожалению, нет никаких надежд на то, что власть изменится, поэтому следует ожидать, что напряжение будет нарастать, пишет журналист в заключении.