Последние новости
20 января 2025
17 января 2025
16 января 2025

Украина перестала быть лидером среди стран Восточного партнерства, – Deutsche Welle

no image

Путь Украины к безвизовому режиму с ЕС затянулся, считает Deutsche Welle.

Молдова, приступившая к реализации плана по либерализации визового режима с Евросоюзом одновременно с Украиной, уже сейчас обогнала ее, указывают аналитики.

Украина утратила лидерство среди стран Восточного партнерства (Украина, Молдова, Грузия, Беларусь, Армения и Азербайджан) на пути либерализации визового режима со странами Евросоюза. На первое место вышла Молдавия, которая начала реализацию своего Плана действий по либерализации визового режима с ЕС (ПДЛВР) одновременно с Украиной в 2010 году, и летом 2012 года смогла завершить его первую фазу. В отличие от Киева, официальный Кишинев в последние полгода постепенно перешел к реализации принятых в ходе первой фазы законов.

25 февраля 2013 года аналогичный План действий получила Грузия. Армения только начала визовый диалог с ЕС, и там пока действует лишь Соглашение об упрощенном визовом режиме. Азербайджан стоит на пороге подписания такого же документа. И лишь Беларусь остается единственной страной Восточного партнерства, которая почти не продвинулась в области либерализации визового режима с ЕС. Об этом заявили 29 марта в Киеве эксперты общественной инициативы “Европа без барьеров” и других аналитических центров, занимающихся визовой проблематикой.

Таким образом, Киев находится на втором месте по реализации ПДЛВР среди остальных стран Восточного партнерства, отметил научный директор Института евро-атлантического сотрудничества Александр Сушко. По его словам, Россия также имеет собственный “параллельный процесс” с ЕС. Но сравнивать его реализацию с тем, как это происходит в других постсоветских странах ранее было затруднительно.

Причиной тому стала секретность, которой Москва и Брюссель окружили свои отношения по визовой проблематике. “Мы добивались открытия основополагающих документов по этой теме в течение двух последних лет, но лишь несколько недель тому назад документ, который называется “Совместные шаги ЕС и России к безвизовому режиму” был официально опубликован на сайте ЕС”, – отметил Сушко, отвечая на вопрос DW 29 марта в Киеве.

Лидер украинской общественной организации “Европа без барьеров” Ирина Сушко сказала DW, что отставание Украины от Молдавии в выполнении первой фазы плана действий по облегчению визового режима вызвано внутренними причинами. Она пожаловалась на то, что некоторые украинские чиновники не понимают сути проходящей трансформации законодательства страны. “Процесс визовой либерализации – это целый ряд реформ, которые необходимы в первую очередь нам, гражданам Украины, и его ни в коем случае нельзя рассматривать лишь как отчет перед чиновниками ЕС”, – сказала эксперт.

Она поставила в пример опыт стран Западных Балкан, которые “при политической поддержке ЕС смогли выполнить примерно такие же задания за полтора-два года”. Речь, по ее словам, идет о таких пунктах плана как введение биометрических документов, предупреждение нелегальной миграции, меры по усилению безопасности, гарантии соблюдения фундаментальных прав человека. Украина же пока полностью выполнила 26 пунктов первой фазы ПДЛВР. Более 30 пунктов находятся на стадии завершения.

Среди неотложных мер Сушко назвала необходимость одобрения президентом Украины Стратегии защиты и интеграции в украинское общество ромского нацменьшинства, подготовку правительством Плана мероприятий по предотвращению и противодействию дискриминации, а также привлечение к работе над законопроектами в Верховной раде украинских и международных экспертов.

Экспертная помощь в разработке законов необходима, чтобы избежать принятия документов, которые не вполне отвечают европейским стандартам. Так, представитель Украинского института публичной политики Иван Пресняков сообщил, что принятый без экспертного заключения в 2012 году закон об антикоррупционной политике оказался несовершенным и теперь нуждается в целом ряде дополнений и изменений. “Одно из ключевых требований международных структур – это создание единого независимого антикоррупционного органа”, – сообщил Пресняков.

В свою очередь эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика Наталия Белицер сказала, что принятый в октябре 2012 года закон, определяющий антидискриминационную политику в Украине, изначально нуждался во внесении в него изменений. “Согласно рекомендациям европейских и украинских экспертов, необходимо расширить список признаков дискриминации, уточнить само понятие дискриминации и определить ответственный за антидискриминационную политику орган”, – сказала Белицер.

По ее словам, внесение изменений в этот закон в части прав сексуальных меньшинств наталкивается на ожесточенное сопротивление украинских христианских церквей и религиозных общественных организаций.

С 1 мая 2005 года Украина в одностороннем порядке отменила визы для граждан Европейского Союза, США, Канады, Японии и других государств, если они прибывают в страну на срок до 90 дней. Насколько эта мера оказалась оправданной? Отвечая на этот вопрос DW, Александр Сушко отметил, что в области визовой политики государства в настоящее время отходят от симметричного подхода. Так, граждане Турции до недавнего времени стояли в очередях за украинскими визами в украинских консульствах, а граждане Украины могли получить визовый штамп в паспорте прямо в аэропорту. “Асимметричный визовый режим нужен для того, чтобы поощрять тех приезжих, которые выгодны стране и не представляют миграционной угрозы”, – сказал Сушко.

Он отметил, что безвизовый режим Украина установила не только для развитых стран мира, но и для всех государств-членов ОБСЕ кроме Туркменистана. По мнению эксперта, это является мощным фактором формирования положительного образа Украины за границей, как открытой для всего мира страны. “Украина сегодня является уникальной площадкой для устройства различного рода международных встреч и конференций. Мы сделали абсолютно верный шаг, но пока еще не в полной мере используем его потенциал”, – уверен Александр Сушко.


Все статьи