В Украине сегодня заправляет кланово-олигархическая модель капитализма, плавно мутировавшая в модель государства стационарного бандита.
Был совершен формальный договор с определенным населением (бюджетники и корпоративные группы) на какой-то территории. А обеспечивает статус-кво полицейско-карательный аппарат. В этом уверен Олег Соскин, профессор национальной академии управления и подробнее рассказал об этом во время беседы с известным предпринимателем Геннадием Балашовым.
«В России, по сути, создано подобное государство – стационарного бандита, – рассказал Соскин. – Только, если у нас криминальные общаки руководят на сегодняшний день страной во главе с семьей Януковича, то в России – это КГБистская структура». КГБистская структура, если можно так сказать, более демократичная, потому что она более образована. Она обладает хищническим инстинктом, но есть точка понимания, что не нужно переходить какую-то границу. Общаки же, по мнению Соскина, безудержны. Это по сути рецидивисты, воры в законе, и они имеют низкий уровень образования, они все забирают и не имеют стратегии, а живут тактическими интересами.
Как получается стационарный бандит? Это так называемые кочующие группы бандформирований, которые захватывают какую-то территорию, договариваясь с населением, слабым социумом, плебсом, охлами.
«Как у нас произошло, Янукович фактически совершил определенный альянс через мутантную структуру Партии регионов, договорившись на Востоке с так называемым пролисом, пенсионерами, совками, шариковыми, швондерами и т.д. Там (на Востоке) очень значительная их часть. Интеллигенция не смогла захватить приоритет», – сказал Соскин.
А вот что пишет о концепции государства, которая называется «государство как стационарный бандит» российский политически деятель Альфред Кох:
«Смысл этой концепции состоит в том, что государство — эта некая банда, которая захватывает власть над неким народом, живущим на определенной территории. Однажды банда обнаруживает, что она не может расширить свои владения: мешают другие банды. Тогда банда начинает эксплуатировать «свой» народ. Очень скоро она понимает, что если она эксплуатирует народ слишком жестко, то народ либо начинает вымирать, либо восстает. Экспериментально устанавливается некая разумная мера эксплуатации, когда банда забирает лишь ту часть добавленной стоимости, которая оставляет народу достаточно средств для расширенного воспроизводства. В этих условиях богатеют и банда, и народ. Таким образом банда превращается в рациональную власть. Я долго не мог понять, почему наша банда так наплевательски цинично относится к народу? Прежде всего к тем, кто эту самую добавленную стоимость производит. А заботится лишь о тех, кто так или иначе сидит на перераспределении добавленного продукта, а не на его производстве. И тут меня осенило: для власти, выбравшей в качестве концепта развития страны практически исключительно продажу извлеченного из ее недр сырья, население этой страны — лишнее. Оно не субъект, производящий добавленную стоимость, как было бы, если бы выбрали альтернативную концепцию, заключающуюся в развитии за счет роста добавленной стоимости. В выбранной сырьевой концепции население проходит по статье «затраты», или, как теперь модно говорить, — «косты». А рациональный бизнесмен «косты» сокращает. Мы мешаем нашей банде. Она едва нас терпит. Реально ей нужны лишь 2-3 млн человек, которые заняты в добыче и доставке к рынкам сбыта сырьевых товаров. А на месте остальных они бы предпочли иметь либо бесправных гастарбайтеров, либо прямо зависящих от них бюджетников и пенсионеров. Если посмотреть на поведение нашей власти-банды под этим углом, то тогда оно оказывается вполне рациональным, и ее нынешнее поведение по отношению к нам — чуть ли не верх гуманности и терпимости».
Концепция «стационарного (или «оседлого» — в отличие от «гастролирующего») бандита», разработанная знаменитым американским экономистом Манкуром Олсоном. И она действительно многое объясняет в поведении Семьи, клана, который сейчас управляет нашим государством.