Освобождение Юрия Луценко стало одной из немногих новостей последних трех лет, свидетельствующих, что откат от авторитаризма, упорно насаждаемого Виктором Януковичем и его окружением после победы на президентских выборах 2010 года, все-таки возможен
Да, конечно, это освобождение не стало результатом серьезного давления общества и оппозиционных сил, оно не продемонстрировало уважения к праву, которое вдруг решил проявить неутомимый строитель постсоветского авторитаризма. Но при этом показало, что режим уязвим с точки зрения внешнего давления. И не просто внешнего давления, а европейского, западного. Януковичу некуда деться от Европы.
Это и есть тот важный вывод, который можно сделать после помилования бывшего министра внутренних дел. Именно Европейский Союз настаивал на освобождении украинских политзаключенных в качестве важного условия для подписания соглашения об ассоциации. Российские руководители говорили на первых порах об освобождении Юлии Тимошенко – и то только потому, что бывший премьер была приговорена за согласование контракта с Владимиром Путиным и формулировка приговора возмутила главу соседнего государства и сделала его вечным врагом Януковича. Но разговоры эти были кулуарные, и вступление Украины в пресловутый Таможенный союз никогда не обуславливалось политическими переменами: скорее, наоборот, превращение нашей страны в личное владение Януковича и делало ее приемлемой для Таможенного союза, этого объединения автократов.
Поэтому необходимо разбираться не в том, почему Янукович освободил Луценко и какой будет дальнейшая политическая судьба одного из самых известных оппозиционеров, а насколько украинский президент способен идти на дальнейшие шаги ради взаимопонимания с европейцами и получения международных кредитов. Ответ на этот вопрос расскажет об украинском будущем. Украинское общество остается безответственным с точки зрения отношения к дальнейшей судьбе свалившегося ему в руки государства. Это не инертность – инертные люди никогда не вышли бы на Майдан – это именно безответственность: если нет вождя, если нет детской веры в то, что кто-то устроит нам сладкую жизнь без усилий, то незачем бороться с авторитаризмом, протестовать и рисковать. Все равно лучше не будет, а к такой жизни, какая есть, мы уже приспособились. Этого общественного мироощущения не способны понять бывшие вожди и активисты Майдана – один из них на днях сказал, что сейчас вместо Оранжевой революции все бы ограничилось лайками в социальных сетях. Конечно же, нет. Просто в 2004 году оппозиционным силам удалось предложить украинцам пустышку-Ющенко с его популистскими обещаниями и репутацией человека, выплатившего зарплаты и пенсии после долгих лет постоянных задержек. За прошедшее десятилетие украинцы уже убедились, что «халявы» не будет ни от кого, но еще не поняли, что будущее страны – не в руках политиков, а в их собственных. Будущее зависит от способности проявлять инициативу, объединяться и в умении заменить свои инфантильные развлечения – от футбола до псевдополитических телевизионных битв спикеров власти с оппозиционерами – действиями по обеспечению будущего страны.
Взрослеть это общество будет долго, очень долго. И авторитаризм в таком обществе легко устанавливается и работает десятилетиями – не случайно перед президентскими выборами 2010 года над планами по усилению президентской власти работали в штабах обоих претендентов. Главное, что спасет Украину от диктатуры – это не демократические амбиции ее граждан, а непрофессионализм ее вождей. «Команда мечты», переехавшая на Печерские холмы из Донецка после победы Януковича, оказалась до такой степени непрофессиональной, недальновидной, самодовольной и косной, что и представить было трудно. Уверяю вас, если бы эти люди и в самом деле были профессионалами или обладали хотя бы элементарной склонностью делиться деньгами, они могли бы править здесь до бесконечности, далеко послав и Брюссель, и Москву. А так они могут существовать только в режиме попрошаек – иначе социальный крах неизбежен, а как с ним справиться они не знают. Деньги с возможностью сохранения власти и собственности они могут получить только на Западе. Россия – если и поможет им – то только при условии безоговорочной капитуляции, что не раз подчеркивалось ее лидерами. Именно поэтому Юрий Луценко оказался на свободе, и мы можем размышлять о пределах реализма в представлениях о жизни Виктора Януковича – понимает ли он, что только Луценко не достаточно, и Западу нужна и Тимошенко, либо рассчитывает получить деньги авансом, под обещания, что освободит своего главного конкурента на следующее Благовещение. Ведь даже террористы выпускают заложников порциями.