Украина проведет 28 октября первые парламентские выборы при президенте Викторе Януковиче.
Обновление избранной в “оранжевую” эпоху Верховной Рады позволит лидеру Партии регионов за оставшиеся до президентских выборов два с половиной года достроить “вертикаль власти” по российскому образцу и остаться во главе 45-миллионного государства как минимум до 2020 года, передает агентство Reuters.
Сторонники Януковича благодаря переходу от голосования за партии к смешанной системе, при которой половина депутатов избираются индивидуально, могут получить большинство в 450-местном однопалатном парламенте, который сейчас контролируют за счет перебежчиков от оппозиции и коалиции с коммунистами.
Партии власти и коммунистам противостоят обезглавленная Батькивщина осужденной на семь лет Юлии Тимошенко и набирающий популярность политический стартап боксера Виталия Кличко.
Выборы проходят на фоне охлаждения и без того натянутых отношений с Западом, который считает Тимошенко политзаключенной и озабочен сворачиванием свобод и рыночных реформ в стране. Малоликвидный украинский фондовый рынок окончательно вымер к осени, а зарегулированный валютный удерживает равновесие только благодаря госбанку, интервенциям ЦБ и уверениям правительства, что страхи неизбежной девальвации и спада экономики напрасны.
“Главная задача не только оппозиции, но и общества – остановить Януковича. Если этого не сделаем, то он реализует свой план править вечно”, – сказал второй номер в списке Батькивщины, министр обороны в правительстве Тимошенко Анатолий Гриценко.
ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Оппозиция обвиняет власть в использовании административного ресурса. Аналогичные опасения высказали накануне в совместной статье для ведущей американской газеты The New York Times главы внешнеполитических ведомств США и Евросоюза Хиллари Клинтон и Кэтрин Эштон, поставив сотрудничество Украины с Европой в зависимость от приверженности реформам, верховенству закона и соблюдению прав человека, включая свободу слова, доступ к СМИ и в политику.
В период парламентской кампании члены правительства Януковича и сам президент, и без того доминирующие в информационном телеэфире, непрестанно отчитываются об успехах, клянут “популистов и трепачей” в парламенте и обещают конвертировать “стабильность в благосостояние”.
После реванша над “оранжевыми” на президентских выборах в феврале 2010 года Янукович за полгода добился поддержки большинства в парламенте и, перекроив Конституцию, вернул себе масштабные полномочия, урезанные в пользу Верховной Рады после “оранжевой” революции 2004 года. Президент вновь получил право назначать правительство и глав местных администраций, которых обещает оценивать по результату партии власти на парламентских выборах.
“У нас главным индикатором и барометром будет голосование населения. Как они будут относиться к власти, такая ей и оценка”, – сказал Янукович в Одессе в среду.
Подконтрольное Януковичу большинство в Раде изменило и правила игры на выборах: увеличило проходной барьер для партий до 5 с 3 процентов, отменило минимальную явку и графу “против всех” и ввело смешанную систему вместо пропорциональной, что оставляет надежду на большинство в парламенте даже при падении рейтинга до чуть более 20 процентов с 34 процентов на выборах 2007 года.
Согласно новым правилам, из 450 депутатов 225 будут избраны в одномандатных округах, и Партия регионов рассчитывает, что из них больше 150 вольются в её фракцию.
От избранных по партийным спискам депутатов фракция регионалов при текущем рейтинге может рассчитывать по меньшей мере еще на 50-60 голосов, что приближает ее к заветной цели получить большинство в 226 мест без необходимости переманивать депутатов из других фракций и формировать коалиции.
Разрозненная украинская оппозиция надеется, что суммарно наберет больше голосов, чем Партия регионов, и не позволит Януковичу взять под контроль конституционное большинство из 300 мандатов, позволяющее еще более расширить власть президента.
В новом составе Рады вновь может оказаться только пять из 22 баллотирующихся партий. Коммунисты, прибавившие в популярности по сравнению с предыдущими выборами, рассчитывают сохранить свое представительство. А за последнюю проходную ступень соревнуются национально-патриотическая Свобода и партия Наталии Королевской, покинувшей ряды Батькивщины в начале этого года.
ОТ КРИЗИСА К КРИЗИСУ
В предыдущую кампанию – президентскую 2010 года – подарок Партии регионов преподнес мировой кризис, который привел к девальвации гривны до 8/$1 с 5/$1, падению ВВП на рекордные 15 процентов, промышленности – на 22 процента в 2009 году. На сравнении с “оранжевым хаосом” партия власти построила и нынешнюю кампанию.
Критики тем временем указывают на ожидания девальвации и неутешительную экономическую статистику на фоне угрозы очередного витка мирового кризиса. За девять месяцев промпроизводство сократилось на 1,2 процента, сельское хозяйство – на 4,6, строительство – на 9,1 процента.
Премьер-министр и первый номер предвыборного списка Партии регионов Николай Азаров сказал в интервью Рейтер, что замедление роста ВВП Украины до 1,0 процента с 5,2 процента за весь прошлый год, все равно можно считать достижением на фоне переживающей рецессию Европы. По словам Азарова, экономику поддерживает внутренний потребительский спрос, выросший благодаря повышению за полгода до выборов пенсий, зарплат и других социальных выплат.
Оппозиция называет унизительным повышение месячного размера минимальной зарплаты, пенсии и прожиточного минимума примерно на $10 до $120-140 на фоне значительного роста благосостояния крупных бизнесменов, входящих в близкий круг президента страны. По оценкам Forbes, состояние Рината Ахметова выросло за период президентства Януковича до $16 миллиардов с $5,2 миллиарда, а химический магнат Дмитрий Фирташ стал владельцем 4 из 6 предприятий по производству азотных удобрений, получил контроль над титановой отраслью страны и региональными газопоставляющими компаниями.
Специалист по Украине, сотрудник Института международной экономики Петерсона Андерс Аслунд назвал основной угрозой для Януковича, от которого отвернулся Запад, не народные протесты, а месть крупного бизнеса, обиженного на то, что президент избавляется от их ставленников в правительстве, концентрируя контроль над финансовыми потоками и экономическими активами в руках узкого круга приближенных из Донецка.
“Нет никакой гарантии, что его сторонники, избранные в парламент, продолжат его поддерживать в будущем”, – полагает Аслунд.