Центробежные процессы, проходящие в партии власти, постепенно набирают силу. Очень скоро сдерживающие факторы перестанут работать
Раньше конфликты ограничивались глухим противостоянием «старых донецких» против «новых донецких» и это была чистая конкуренция, ни о какой войне речь не вели. «Луганские» сидели тихо и недостаток достижений компенсировали верностью. Так называемые «харьковские» после смерти Кушнарева не претендовали на личную свободу маневра, честно присягнули и взамен получили карт-бланш на своей территории.
Периодически кто-то на кого-то жаловался Папе, другой искал «крышу» среди донецких, в общем шел нормальный процесс дворцовых интриг. Который отнимает время и силы, но редко приводит к катастрофе. И даже еженедельные пророчества одной украинской газеты о том, что буквально завтра Ринат Ахметов и Семья сойдутся в жестокой схватке ради уничтожения оппонента так и остались кликушеством. Борьба, конкуренция, саботаж и партизанские вылазки стали нормой, но войны – не было. Состояние, по меткому изречению одного автора, можно охарактеризовать как «вооруженный до зубов нейтралитет с редкими стычками на границе».
Договор о взаимном ненападении утратил силу вместе с растущими аппетитами сами знаете кого. Оппонентов передушили, что могли у врагов отобрали. В голодные годы владельцы домашних животных смотрят на питомцев немного другими глазами. Именно такой взгляд сами регионалы стали часто ловить на себе. Ничего личного – чистый бизнес. И вот уже тщательно подготовленные схемы рушатся, а предприятия отходят новым владельцам.
Летом 2013 ситуация перешла в качественно новую плоскость. И дело не только в растущих аппетитах Семьи, дело и в прохудившихся кошельках. Даже Азаров не отрицает – бюджет пуст, кризис вернулся в Украину. А аппетиты у пришедших к власти остались прежними. Речь уже не идет о том, что будь ты десять раз надежный регионал – это не освобождает от статуса «пища». Да, ты мог давать процент на своей территории, мог вносить в партийную казну, но «ассоциации черных стоматологов» это не интересно. Если у тебя есть интересный бизнес – будут доить. Или отнимут совсем.
Но самая грустная участь ждет тех, кто теряет контроль за своей вотчиной. Этих рвут безжалостно, а захваченные наделы отойдут семейным наместникам. Первыми под прицел попадают киевские районы и Одесса. И если «правителя Ирпеня» разденут и разуют до нитки по привычной схеме (потом посадят, а может оставят денег ровно на подкуп прокурорских и судьи – чтобы остался нищий на свободе). Жалеть Мельника глупо – он настолько одиозный персонаж, что радостному народу совершенно не важно – кто с ним разберется. А вот Одесса – другое. Этот орешек гораздо крепче.
Лишняя самостоятельность, присущая горячим одесским парням, предопределила их судьбу. Будут разогнаны, частично изгнаны, оставшиеся понижены в званиях. Правда, штурмовать «жемчужину у моря» в лоб себе дороже, потому было принято решение пойти другим путем. Сегодняшний центр влияния Геннадий Труханов будет нейтрализован с помощью силовиков, а оставшиеся Кивалов, Марков и их соратники быстро измотают друг друга в «гражданской» войне. Она, кстати, уже началась – одесситы воюют между собой с присущим только им азартом. То ли не понимают, что за победителем придут из Донецка, то ли рассчитывают, что выживший получит хоть какой-то статус при новом хозяине.
На самом деле Одесса и Киевщина, хоть события там только разгораются, тема уже вчерашняя. Да, борьба еще идет, но решения были приняты накануне. Гораздо интереснее два других вопроса. Первый – с чего регионалы так активно начали пожирать своих? Да, все в курсе, что Януковичу срочно потребовались деньги, об этом уже не шепотом, а в полный голос говорят чуть ли не на остановках. Так ведь – все лояльно вносили в общак сколько требуется. К чему резать куриц? Или дела в самом деле настолько плохи, что под нож можно пускать кого угодно – лишь бы выжить? Тогда понятно.
Ну и второй, главный вопрос. После Киевской области и Одессы – кто станет следующей жертвой? Не Западная Украина – с тамошних регионалов взять нечего. Крым вроде зачистили, а от Николаевской области головной боли больше, чем денег. Харьков? Запорожье, пока два Евгения Анисимов и Черняк не оставили после своих войн выжженную землю?
Или – даже страшно представить, под зачистку пойдет самое святое?