Сложности, вызванные запретом КСУ кандидатам идти одновременно по списку и мажоритарке, могут возникнуть как у оппозиции, так и у большинства
Во вторник, 10 апреля, стало известно о решении Конституционного Суда запретить баллотирование кандидатов в народные депутаты одновременно в мажоритарном округе и по партийному списку. Принято оно было по конституционному представлению 51 народного депутата еще 5 апреля. Положения закона, которые были признаны неконституционными, утрачивают силу со дня принятия КСУ этого решения.
Впрочем, такое решение тяжело считать “ножом в спину” кому-либо и вообще настоящей неожиданностью – о вероятности подобного поворота событий говорилось еще с момента принятия закона о выборах народных депутатов в ноябре 2011 года.
Обоснование такого решения элегантно до безобразия: КСУ считает, что порядок выдвижения кандидатов в народные депутаты, по которому кроме баллотирования в общегосударственном избирательном округе, предоставляется право одновременно баллотироваться в одном из одномандатных округов, нарушает конституционный принцип равного избирательного права для кандидата в народные депутаты, который баллотируется только по одномандатному округу, поскольку кандидату, включенному в партийный список, предоставляется больше правовых возможностей для реализации его права быть избранным.
Однако, как известно, все новое – хорошо забытое старое. Дело в том, что при Кучме, в 1998 году, КСУ уже выносил схожее решение, согласно которому одному и тому же лицу запрещено одновременно входить в партийный список и быть выдвинутым в одномандатном избирательном округе. Тогда судьи мотивировали свой вердикт примерно также, как и нынче.
Теперь Партия регионов намерена внести изменения в закон о выборах народных депутатов. В оппозиции уже заявили, что в том случае, если закон будет подвергнут изменениям, оппозиционные фракции отзовут свои голоса за закон.
Народный депутат из фракции БЮТ в Верховной Раде Украины Владимир Филенко заявил, что оппозиция продолжит борьбу в тех условиях, которые будут прописаны в законе о выборах народных депутатов. При этом, он отметил, что подобное решение было прогнозируемым. Политик подчеркнул, что парламентское большинство, которое хотело показать Европе единство по голосованию за закон о выборах депутатов, не держит слова. “Это просто кидок, который власть продемонстрировала не оппозиции, а Европе”, – сказал он.
Бютовец Сергей Соболев констатировал, что теперь Комитет сопротивления диктатуре вынужден будет пересмотреть списки единых кандидатов от оппозиции в мажоритарных округах. Он напомнил, что 11 партий, входящих в КОД, подписали соглашение о едином списке в мажоритарных округах, а шесть оппозиционных партий пойдут на выборы одним партийным списком. По словам Соболева, на ближайшем заседании Комитета сопротивления диктатуре будет пересмотрен весь перечень мажоритарщиков с учетом новых обстоятельств. Он отметил, что по этой причине обнародование списка мажоритарщиков будет отложено.
Вместе с тем, различные комментаторы обращали внимания на разные аспекты последствий решения КСУ. Так, по мнению профессора кафедры политологии НаУКМА, политолога Алексея Гараня, от последнего решения Конституционного Суда пострадали не лидерующие оппозиционные силы, а так называемые новые политсилы вроде Гриценко, Кличко и Свободы. Политолог подчеркнул, что парламентская оппозиция, поддержавшая закон о выборах депутатов, должна была понимать, что целый ряд аспектов закона будет изменен, в том числе и норма о возможности одновременно баллотироваться по спискам и по мажоритарке.
Глава правления Института украинской политики Константин Бондаренко также отметил, что обсуждаемое решение КСУ ударило в первую очередь по мелкие партиям, “лидеры которых хотели попытать счастье сразу везде”. Однако, Бондаренко считает, что крупные партии такое решение на самом деле приветствуют. Также, по его словам, таким образом было увеличена стоимость мест в списках партий.
По мнению политолога Вадима Карасева, власть руками КСУ зачистила под своих подставных кандидатов мажоритарные округа, а более других пострадали политические силы, балансирующие на грани 5%-го барьера. Карасев также считает, что известные оппозиционеры теперь пойдут по списочной части, “оголяя мажоритарные округа, где большую роль будет играть административный ресурс”. Он отметил, что власть увеличила свои шансы провести в парламент неизвестных и “фэйковых” кандидатов, которые “будут выдавать себя за независимых, но по факту будут сотрудничать с властью”.
В свою очередь, народный депутат от НУНС Руслан Князевич заявил, что власть не только выиграла, но и кое-что потеряла из-за решения Конституционного Суда. По его словам, теперь можно ожидать мести нардепов от КПУ и Блока Литвина. Он отметил, что ПР пошла на включение положений об одновременном баллотировании кандидатов в депутаты по инициативе своих коллег по большинству из КПУ и Блока Литвина, поскольку эти положения были выгодны для этих политических сил.
В качестве иллюстрации ухудшившихся отношений Князевич напомнил о том, что во вторник, 10 апреля, не было проголосовано решение о включении в повестку дня законопроекта Кивалова, “который хотел через Кодекс административного судопроизводства, лишить права обжаловать все решения действия, бездействие всех без исключения избирательных комиссий”. За это не проголосовали Блок Литвина и Коммунистическая партия. Политик полагает, что это – первый звоночек и теперь стоит ждать мести со стороны партнеров ПР по большинству.