Арсений Яценюк заявил в эфире 5 канала о том, что Виталий Кличко и Олег Тягнибок не обидятся на него из-за участия во встрече руководителей парламентских фракций с президентом
Из этого высказывания можно сделать вывод, что и Яценюк на них тоже не обидится, и оппозиционное сотрудничество будет развиваться, как ни в чем не бывало. Но дело не в обидах, дело в политической ответственности. История с походом Яценюка на встречу с Виктором Януковичем в очередной раз продемонстрировала, что это понятие в рядах оппозиционных лидеров отсутствует как данность. И любой, кто попытается заниматься политикой, а не примериваться к роли майданного трибуна, обречен остаться в одиночестве.Об этом сообщает ЛІГАБізнесІнформ.
Стоит напомнить, что сама идея встречи президента с лидерами парламентских фракций возникла после того, как Янукович в очередной раз не появился в парламенте с посланием к Раде, а депутаты от оппозиции заблокировали трибуну, добиваясь появления гаранта. Идея разговора с руководителями фракций была неким компромиссом со стороны Януковича – и не таким уж бессмысленным. Во всяком случае, этот формат – если бы он был регулярен – мог бы оказаться куда более продуктивным, чем выступление с посланием в парламенте. Все прекрасно понимают, что представляет собой такое выступление. Янукович приходит, начинает читать, часть оппозиционеров начинает кричать, регионалы начинают возмущаться, президент дочитывает – или не дочитывает – и уходит, оппозиционеры дают интервью, что он не захотел отвечать на вопросы, потому что страшно испугался, регионалы рассказывают о замечательном спиче настоящего лидера. Политика? Нет, шоу. Ужас в том, что большинство украинских политиков видит себя именно в роли героев шоу. Поэтому от встречи на Банковой немедленно отказывается Кличко, затем после долгих колебаний – Тягнибок. В результате Яценюк оказывается в гордом одиночестве в компании регионала Ефремова и коммуниста Симоненко – у оппозиционных руководителей не хватает политического инстинкта хотя бы объявить, что Яценюк на этой встрече выдвинет их общие требования, чтобы он, не дай Бог, не выглядел большим лидером, чем есть на самом деле. Утверждать, что Кличко и Тягнибок потеряли что-то в глазах собственного потенциального электората, я бы тоже не стал: этот электорат отличается не меньшей безответственностью, чем его выдвиженцы, поэтому пребывает в радости по поводу того, что оппозиционные герои проигнорировали межигорского барина.
Наши оппозиционеры никак не могут понять, что шоу – если только это не шоу Савика Шустера – работает как политтехнология только тогда, когда сопровождается массовой народной поддержкой
Ну а дальше-то что? Упущен шанс сказать в глаза Януковичу об общих оппозиционных требованиях и продемонстрировать единство ведущих парламентских партий страны. Упущен шанс показать возможность диалога на равных: потому что за столом на Банковой Яценюк был в несомненном одиночестве, если только не считать Сергея Левочкина, дирижирующего некоторыми формально оппозиционными СМИ и распивающего чаи с оппозиционными политиками. Но с главой президентской администрации, мотором авторитаризма, общаться никому не зазорно – ни честным политикам, ни честным журналистам. А к Януковичу прийти нельзя – потому что под камеры. А если под камеры – то обязательно должно быть шоу, уже, кстати, предложенное Юлией Тимошенко и озвученное Сергеем Власенко: круглый стол с трансляцией по телевизору, с участием общественных деятелей и журналистов. Красиво, конечно. Но к политике тоже никакого отношения не имеет, если только не происходит одновременно с выходом десятков тысяч демонстрантов на Майдан.
В этом и состоит главная проблема наших оппозиционеров. Они никак не могут понять, что шоу – если только это не шоу Савика Шустера – работает как политтехнология только тогда, когда сопровождается массовой народной поддержкой. А если этой поддержки нет, тогда происходящее вырождается в цирк – нет майданного трибуна без Майдана. Когда народ безмолвствует, главная задача его избранников – заниматься практической политической деятельностью. Либо ты не признаешь режим как таковой – и тогда не то что не приходишь в парламент, но даже в него не баллотируешься, либо ты своим участием в выборах признаешь режим и тогда будь добр – изложи наши требования лидеру этого режима и подумай о том, как обеспечить механизм выполнения этих требований. Собственно, ради этого мы тебя и избирали.
Не знаю, руководствовался ли Яценюк этой логикой, но, по крайней мере, он вступил в переговоры с человеком, удерживающим в тюрьме лидера оппозиции, ставящим под вопрос европейскую интеграцию Украины и раздумывающим над распилом ГТС. Именно на этой встрече прозвучали заверения Януковича в неизменности европейского курса, невозможности раздачи ГТС и даже некие – пусть и расплывчатые – обещания о возможном освобождении Тимошенко. Все эти требования Яценюка – это наши требования, и Янукович должен о них знать. Если Кличко и Тягнибок предпочитают озвучивать эти требования на митингах – это их право, только вряд ли Виктор Федорович является благодарным зрителем трансляций этих митингов на ТВi. Митинг – это, конечно, хорошо. Но это не единственная форма политической деятельности.
Что будет, если митинг останется единственной формой оппозиционной политики, а людей на улицах по-прежнему будет недостаточно? В худшем случае – Януковича переизберут, и еще пять лет оппозиционеры будут требовать от него ежегодного участия в парламентском шоу – если только они сами останутся в парламенте. А в лучшем – если часть олигархов окончательно разуверится в действующем президенте и сдаст его – произойдет чудо демократии, народ изберет Кличко. И тогда уже он будет сидеть напротив Яценюка, Симоненко и Ефремова, под насмешливым взглядом немного постаревшего Левочкина – впрочем, все мы не молодеем, да и страна у нас не развивается. А как ей развиваться, если мы уже и хлеба от нее не хотим – только зрелищ?