Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

Из-за президентской компании Янукович может ликвидировать армию – НГ

no image

Украина создает профессиональную армию

ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) предлагает Киеву рассмотреть преимущества членства в этой системе безопасности, – сообщает российская «Независимая газета». А в новой украинской армии может измениться и строевой шаг.

Осенью Украина собирается в последний раз провести обычный призыв на службу в армию, а уже с 2014 года Вооруженные силы будут формироваться по контрактному принципу. Кроме того, в армии начнутся масштабные сокращения. Грядущая реформа может потребовать от Украины участия в той или иной системе коллективной безопасности. Если ранее в этом контексте Киев рассматривал членство в НАТО, то вскоре может встать вопрос о присоединении к ОДКБ.

Создать в Украине профессиональную армию обещали еще Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Этот пункт был одним из главных в предвыборной программе президента Виктора Януковича, который обещал отказаться от призыва с 2011 года. Сейчас, за два года до очередных президентских выборов снова зазвучали те же лозунги. Недавно назначенный министр обороны Павел Лебедев пообещал армии коренные изменения.

На днях слова министра подтвердил начальник Генштаба Вооруженных сил Украины Владимир Замана: «Могу сказать, что осенью 2013 года будет последний призыв на срочную военную службу». С 2014 года армия будет комплектоваться по контрактному принципу. Он отметил, что в ходе реформы не будет сокращена ни одна боевая часть, ставка делается на оптимизацию системы управления. Однако военные сомневаются в этом, ведь к 2017 году, как недавно заявил президент Янукович, планируется сократить число военнослужащих почти в два раза – до 100 тысяч.

Эксперт программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник сказал «НГ»: «Переход на контрактный принцип формирования Вооруженных сил с осени 2014 года реализуем с технической и организационной точки зрения. В конце концов это политическое решение, за реализацию которого должно нести ответственность политическое руководство государства. Но тут важно помнить, что отказ от призыва на срочную службу – это еще не гарантия создания профессиональной армии. Это разные вещи».

По мнению эксперта, чтобы Вооруженные силы были действительно профессиональными, от государства требуется не просто объявить о наборе на контрактную службу, но обеспечить ряд условий, чтобы сделать эту профессию привлекательной. «Профессионал должен заниматься боевой подготовкой, а не только сидеть в учебном классе или выполнять хозяйственные работы в военной форме. Кроме этого, необходимо обеспечить надлежащий уровень социальной защиты, начиная от размера зарплаты контрактников и заканчивая предоставлением служебного жилья. То есть от государства требуется сделать военную службу привлекательной и конкурентоспособной на рынке труда.

Что же касается политической ответственности, то не думаю, что кто-то собирается выделять средства на проведение реформы надлежащим образом. Скорее всего, военных поставят перед фактом политического решения. Руководство Министерства обороны возьмет под козырек, а расхлебывать будут командиры частей и подразделений», – пояснил Мельник.

Специалисты отмечают, что реформа в армии требует решения целого комплекса вопросов – и социальной адаптации тех, кто попадет под сокращение; и подготовки контрактников, и переоснащения Вооруженных сил. Но денег на это нет. Ранее руководитель военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отметил, что финансирование из госбюджета покрывает в лучшем случае 70–80% потребностей армии, что не позволяет покупать новую технику или проводить надлежащую подготовку военнослужащих.

Новый министр обороны анонсировал покупку для армии современной техники и вооружений, пообещал интенсификацию боевой подготовки и обеспечение социальных гарантий. Однако бывший глава оборонного ведомства, депутат Верховной Рады Анатолий Гриценко считает, что ничего сделано не будет. «Никаких финансовых предпосылок ни для увеличения денежного обеспечения, ни для закупки новой техники, ни для повышения боевой подготовки, ни для строительства служебного жилья не существует. А общеэкономическая ситуация, которая отражена в бюджете, показывает, что серьезных увеличений оборонного бюджета не предусматривается. Вот почему заявление о переходе на контрактную основу является авантюрой», – сказал он в интервью агентству «Обозреватель». Гриценко предполагает, что анонсированное сокращение армии преследует цель не повышения обороноспособности, а экономии средств. Он считает такую ситуацию опасной, поскольку Украина после прихода к власти Виктора Януковича провозгласила внеблоковый статус: «Если мы отказались от союзников, от движения в направлении НАТО, значит, мы возлагаем задачи обороны исключительно на собственную армию и экономику».

Один из вариантов решения проблемы озвучил на днях во время видеомоста Москва–Астана–Ереван–Киев–Минск генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа. Он отметил, что Украине имеет смысл задуматься об обеспечении своей безопасности в коллективной системе с соседями, которые прошли одну школу подготовки кадров, имеют систему вооружений, основанную на советских образцах, говорят на одном языке.

В комментарии агентству УНИАН он отметил, что украинцы просто не знают о преимуществах членства в ОДКБ: покупка вооружений по внутренним ценам, льготный режим при закупке спецтехники и спецсредств, подготовка кадров для Вооруженных сил, правоохранительных органов, МЧС. Чтобы стать частью этой системы, Украине нужно только проявить интерес и принять политическое решение, пояснил Бордюжа.

В Киеве официально не прокомментировали слова генсека ОДКБ. Но эксперты обратили на них внимание. Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак сказал «НГ»: «Для России наступает выгодный момент, чтобы напомнить Украине, что внеблоковому государству трудно функционировать, находясь между двумя объединениями – НАТО и ОДКБ. Фон российского экономического, информационного и особенно энергетического давления направлен на то, чтобы подтолкнуть Украину к Евразийскому союзу и его системе безопасности. Заявление Николая Бордюжи – это только первый намек, после чего, думаю, прозвучат конкретные предложения, а далее не исключены и откровенные требования».

Эксперт считает, что украинская власть, пытаясь решить экономические проблемы, не уделяет должного внимания вопросам военной безопасности. «И если по итогам саммита 25 февраля отношения между Украиной и Евросоюзом ухудшатся, то это сыграет на руку российскому руководству, ориентирующемуся на то, чтобы вовлечь Украину в интеграционные процессы в СНГ. В этот момент могут более настойчиво прозвучать призывы к Украине включиться в систему коллективной безопасности в рамках ОДКБ», – полагает Бадрак.

Алексей Мельник напомнил, что на сегодня в Киеве вопрос об отмене внеблокового статуса не стоит. «Не исключаю, что он может возникнуть в недалеком будущем. Но даже если вопреки действующему законодательству будет сделан крен в сторону восточного вектора интеграции, то присоединение Украины к ОДКБ абсолютно нецелесообразно с точки зрения укрепления обороноспособности страны. ОДКБ – это низкокачественная копия НАТО, которая очень ограниченно способна выполнять функции оригинала», – уверен эксперт.


Все статьи