В Киеве заговорили о российском следе в деле Гонгадзе. Литвин планировал осуществить государственный переворот, чтобы самому возглавить государство Украина, - считает российская «Независимая газета»
Расследование убийства журналиста может продолжиться в период президентских выборов, – пишет газета.
В Киеве вынесен приговор убийце журналиста Георгия Гонгадзе. Бывшего генерала МВД Алексея Пукача во вторник вечером осудили к пожизненному тюремному заключению. Организатором преступления был признан экс-глава МВД Юрий Кравченко, которого давно нет в живых. Но на этом история, длящаяся 13 лет, не закончилась. Ведь открытым остался вопрос о заказчиках убийства. И если ранее в этом контексте упоминали второго президента Украины Леонида Кучму, а также работавшего в то время главой президентской администрации Владимира Литвина, то теперь в Киеве вдруг заговорили о российском следе.
Основатель одного из первых и самых влиятельных интернет-изданий «Украинская правда» Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года. Спустя два месяца в лесу в Киевской области было обнаружено обезглавленное тело. А останки головы были найдены только в 2009 году, когда следствию удалось найти и задержать Пукача – главного подозреваемого в совершении убийства. Годом ранее были осуждены его подчиненные – бывшие сотрудники департамента внешнего наблюдения МВД Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович, принимавшие участие в слежке за журналистом и в его похищении.
Пукач на суде признал, что задушил Гонгадзе, но сказал, что хотел лишь припугнуть, а убийство произошло случайно. Как утверждают адвокаты потерпевшей стороны, он много раз менял показания, но всегда придерживался той линии, что лично никак не был заинтересован в расправе. По словам Пукача, организатором преступления выступал экс-глава МВД Юрий Кравченко, который, в свою очередь, мог получать указания от президента Кучмы и главы его администрации Литвина. Кравченко погиб при странных обстоятельствах в 2005 году – накануне первого допроса по делу Гонгадзе. По официальной версии, он совершил самоубийство, однако эксперты, говоря о двух огнестрельных ранениях в голову, сомневаются в правдивости этой версии.
Имена Литвина и Кучмы ни в судебном процессе, ни в приговоре Пукачу не звучали. Судья приняла решение исключить из материалов дела так называемые пленки Мельниченко – записи разговоров в кабинете главы государства, тайно проводившиеся одним из охранников Кучмы. Факт записей и их фрагменты были обнародованы спустя несколько месяцев после исчезновения Гонгадзе: Мельниченко предал информацию гласности через работавшего тогда председателем Верховной Рады лидера Соцпартии Александра Мороза. Прямо в здании парламента была созвана пресс-конференция, давшая старт «кассетному скандалу». Журналисты прослушали записи, на которых люди, чьи голоса и манера разговора напоминают Кучму, Кравченко, Литвина, говорят о необходимости «разобраться» с журналистом. Хотя в обнародованных разговорах не было прямого указания совершить убийство, но содержание бесед позволило прессе и обществу обрушиться с обвинениями в адрес Кучмы. Впоследствии ситуация переросла в постоянные акции «Украина без Кучмы», итогом которых стала оранжевая революция.
Новая власть в 2005 году клялась, что дело Гонгадзе будет раскрыто в течение нескольких месяцев. В должности генпрокурора был восстановлен уволенный Кучмой Святослав Пискун, который лично курировал громкое расследование. Еще в период правления Кучмы он арестовал Алексея Пукача. «Очень близко я подошел, очень близко. А вот к кому – не скажу, конечно. Арестовали Пукача, и через два дня меня уволили, а Пукача отпустили – убийца просто пошел гулять. Когда я вернулся генеральным прокурором в 2004–2005 году, мы арестовали других исполнителей убийства. Но после этого меня снова незаконно уволили, и сделал это уже Виктор Ющенко», – рассказал Пискун осенью прошлого года.
Новый виток «дела Гонгадзе» начался уже при президенте Януковиче: в марте 2011 года замгенпрокурораРенат Кузьмин сообщил о возбуждении уголовного дела против Кучмы. Вещественным доказательством должны были послужить записи, сделанные Мельниченко. Бывшего главу государства подозревали в превышении служебных полномочий, в результате чего и погиб Гонгадзе. Полгода Кучма и Мельниченко исправно ходили на допросы.
Первый выглядел вполне искренним, когда заверял журналистов, что не имеет отношения к убийству и что устал от подозрений и обвинений, а поэтому заинтересован в том, чтобы суд установил истину. Второй возмущался, что следователи его не слышат. «Я убежден, что в «деле Гонгадзе» Кучма не является главным злодеем. Человек, который это все организовал – и убийство, и потом всю кутерьму, – это Литвин Владимир Михайлович», – заявил Мельниченко в одном из телеинтервью в 2001 году. Он пояснил: «Это была интрига, Кучму подставили. Литвин планировал осуществить государственный переворот, чтобы самому возглавить государство Украина».
Но истина установлена так и не была: к концу года суды признали незаконным возбуждение уголовного дела против Кучмы на основании записей, сделанных незаконно. Позже Конституционный суд Украины подтвердил, что улики, добытые незаконным путем, не могут быть использованы в качестве вещественного доказательства в суде. Литвин, занимавший в то время должность председателя парламента, затеял судебные тяжбы со СМИ, которые обвинили или заподозрили его в причастности к организации убийства Гонгадзе.
С вынесением приговора Пукачу дело может быть списано в архив. Ведь экс-министр Кравченко погиб, а кроме него, никто не может указать на заказчиков убийства.
Вдова Гонгадзе Мирослава недоумевает: суд установил, что Кравченко был организатором, но у него, как и у Пукача, не было личного мотива убивать журналиста. «Кто отдавал приказ? У Кравченко, разумеется, мы не можем спросить. Осталось два человека: Кучма и Литвин, фамилии которых звучали в судебном процессе. Я, откровенно говоря, не понимаю оснований, по которым нам отказали в ходатайстве вызвать (в суд. – «НГ») и Литвина, и Кучму, и других политиков и должностных лиц», – сказала она.
Алексей Пукач на вопрос судьи о том, понятен ли ему смысл приговора, многозначительно ответил: «Будет понятен только тогда, когда Кучма и Литвин будут со мной». Он успел сказать журналистам, что обо всем рассказал в ходе следствия.
Эксперты в Киеве считают, что слова Пукача уже мало кого интересуют.
Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров в комментарии «Немецкой волне» отметил: «Если произойдут существенные политические перемены, то люди, пришедшие к власти, возможно, и захотят найти правду в этой истории. Так же как и в историях гибели Юрия Кравченко, бывшего министра транспорта Георгия Кирпы, депутата Евгения Щербаня и многих других». Он отметил, что расследование всех громких преступлений тормозится, поскольку может вывести на след людей во власти и в нынешней оппозиции. А также указать на деятельность иностранных спецслужб.
Последнее предположение, которое уже многие годы обсуждают в кулуарах и на кухнях, произнесла публично директор Института массовой информации Виктория Сюмар: «Осталось две версии относительно заказчиков убийства Гонгадзе: экс-президент Леонид Кучма или российские власти и спецслужбы».