Последние новости
Сегодня
4 ноября 2024

Днепродонецк: Днепропетровский клан прекратил свое существование в украинской политике и бизнесе

17 октября 2012, 14:08
no image

Анализ предвыборного расклада в городе и области показывает: днепропетровский клан прекратил свое существование в украинской политике

Потеря автономии

В середине лета на близком к Днепропетровской облгосадминистрации сайте информагентства “Мост-Днепр” появилась новость со следующим заголовком: “Трехтысячный коллектив Днепропетровской психиатрической больницы поддержал Анатолия Крупского (заммэра областного центра, члена Партии регионов, – ред.) и рекомендовал ему выдвигаться в Верховную Раду”. Новость провисела на сайте не больше нескольких часов, но несмотря на это успела оставить неизгладимый след в душах днепропетровского политбомонда. Вспоминают до сих пор.

Реалии Днепропетровска сейчас таковы, что больница могла выдвинуть в Раду не только заместителя мэра, но и кого-то из своих пациентов. И если бы этого пациента поддержал сам губернатор Александр Вилкул, его победа не выглядела бы нереальной. Дело в том, что за последние два года Днепропетровск – кузница советских вождей и украинских премьеров – перестал существовать на карте Украины как самостоятельный политический субъект. В политическом смысле Днепропетровск стал частью Донбасса, уступив Донецку статус, как говорили при Кучме, “не первого, но и не второго города в Украине”.

В частных разговорах днепропетровцы вспоминают, как в 2004 году стаи крепких донецких парней колесили по области, плотоядно оглядывая чужие бизнесы. Хитовым местным неформальным лозунгом была фраза: “Освободили от немецких – освободим и от донецких”. И прогнали – на шесть лет. Впрочем, последствия прихода донецких в итоге оказались не так страшны, как виделось в 2004 году. После того как в 2010-м губернатором был назначен человек Рината Ахметова и уроженец Кривого Рога Александр Вилкул, партия власти предложила нехитрый выбор местной элите: все, кто не с нами, тот против нас. Аргумент оказался железобетонным. Местные функционеры всех мастей наперегонки ринулись в ряды ПР. Правоверными регионалами стали мэр Днепропетровска Иван Куличенко, его зам, бывший бютовец Анатолий Крупский, изгнанный из ПР, а позже “прощенный” депутат облсовета и заместитель мэра Игорь Цыркин и многие другие.

Самое интересное, что на фоне таких событий стало очевидно: люди, считавшиеся хозяевами области еще пять-семь лет назад, теперь ее забросили. Виктор Пинчук или Игорь Коломойский практически перестали принимать участие в ее политической жизни. Парадоксально, но факт – по всем округам области в Раду не баллотируется ни один человек Коломойского. Два кандидата от Пинчука – помощник главы правления Нижнеднепровского трубопрокатного завода Яков Безбах и нардеп-регионал, экс-сотрудник завода Днепросталь Николай Солошенко – идут по округам с огромными сложностями и без гарантии победы. Формировать политический облик Днепропетровщины в следующем парламенте будут новые регионалы Вилкула.

Два метода политической конкуренции

Переходя к конкретике, стоит сказать, что по подсчетам днепропетровских политтехнологов, по крайней мере, в 15 из 17 округов области победят представители власти. Львиная доля этих кандидатов – люди, на которых указал перст губернатора. О том, что с победой нужных для партии и местной власти кандидатов проблем не возникнет, свидетельствует весь ход кампании. В отношении схем победы правильного кандидата Днепропетровск является украинским трендсеттером: все решено задолго до дня голосования, непрямыми, скажем так, методами. Тактика победы состоит из двух приемов: снятие с гонки конкурентов и делегирование согласованным кандидатам государственного ресурса на проведение своей кампании.

Иллюстрацией первого может служить судьба двух политиков – бывшего “директора” Днепропетровского облсовета Загида Краснова и бывшего министра транспорта Леонида Костюченко. Краснову (который имел все шансы стать кандидатом от оппозиции на округе регионала Евгения Морозенко, родственника экс-губернатора Яцубы) еще до кампании указали на его место в текущих раскладах. В начале мая потенциальный претендент на мандат был задержан и помещен в СИЗО – за ДТП четырехлетней давности. Просидев неделю, Краснов вышел под подписку о невыезде. Освобождение, как водится, сопровождалось заявлениями пресс-службы политика о том, что его арест и внезапное освобождение никак не связано с политикой.

Костюченко, в отличие от Краснова, даже успел зарегистрироваться кандидатом в депутаты. И пройти часть гонки. Но 3 октября он снялся с нее, заявив о полной и безоговорочной поддержке кандидатуры первого вице-мэра, члена Партии регионов Крупского. По данным источников ЛІГАБізнесІнформ в областной власти, Костюченко (считается, что его поддерживал премьер Николай Азаров) сошел с дистанции после разговора с губернатором. Якобы Вилкул задал кандидату вопрос о том, все ли в порядке с дорожными подрядами компании его брата. Братья Леонид и Сергей Костюченко, согласно данным Госагентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, – совладельцы ПАО Трест Днепродорстрой. Минувшим летом компания получила подряд на строительство в области участки дороги диной 5,7 км на сумму 439 млн.грн. Намек, очевидно, был понят экс-кандидатом верно.
В отношении схем подготовки победы нужного кандидата Днепропетровск является украинским трендсеттером – все решено задолго до дня голосования. Тактика победы власти состоит из двух частей: снятие с гонки конкурентов и сдача в лизинг своим кандидатам государственного ресурса на проведение кампании

Что касается второй части схемы – делегирования ресурсов государства кандидатам, то тут успели засветиться практически все провластные выдвиженцы Днепропетровска. Купленные за бюджетные средства скорые помощи врачам вручали кандидаты от ПР – уже упомянутый Евгений Морозенко и Александр Момот. За заместителя губернатора Ивана Ступака агитировали за бюджетные деньги бригады коммунальщиков. Примерно такая же тактика используется партией власти по всей стране: чего стоят только примеры Владислава Лукьянова, присваивающего себе выполненные за бюджетные деньги строительство дороги и ремонт больницы, и Виталия Журавского, тоже ставящего себе в заслугу ремонт дороги за госсчет.

Город: сами они местные

Если говорить об округах и фамилиях, то самая напряженная борьба идет в округе №24, где соревнуются вышеупомянутые Безбах и вице-мэр Крупский. Этот округ традиционно считается вотчиной Пинчука – именно по нему миллиардер в свое время избирался в Раду. Здесь, в Индустриальном районе Днепропетровска, расположен принадлежащий Пинчуку трубопрокатный завод им.Карла Либнехта. Крупский тоже может считать 24-й условно своим – он привязан к входящему в округ Самарскому району города еще с комсомольских лет. Плюс за него – админресурс городской власти. Прогнозировать что-либо в такой ситуации сложно. По данным ЛІГАБізнесІнформ, несколько недель назад в помощь Безбаху были направлены известные российские политтехнологи Дмитрий Куликов, Тимофей Сергейцев и Искандер Валитов. Кроме того, против Крупского работают медиа-ресурсы Пинчука: реклама скромного самовыдвиженца Безбаха транслируется на национальных телеканалах, принадлежащих зятю экс-президента Кучмы. Эти же каналы показывают сюжеты о нарушениях основного конкурента. И, судя по задействованным ресурсам (а сойти с дистанции вице-мэра призвал даже экс-президент Польши и большой друг Пинчука Александр Квасьневский), победа в 24-м округе для олигарха стала вопросом престижа. В поддержку Крупского, как уже было сказано, снялся, высвободив по крайней мере 10% голосов, Костюченко. За Крупским, скорее всего, будут и симпатии местного окружкома.

На остальных округах в городе борьба проходит менее зрелищно. Округа №№26 и 27 окучены выдвиженцами ПР Иваном Ступаком и Александром Момотом соответственно. Причем, если на 27-м у Момота есть еще 19 конкурентов, то отважиться выйти против Ступака, замгубернатора и серого кардинала Днепропетровска, отважились только семь кандидатов – пожалуй, мажоритарный бюллетень 26-го округа один из самых коротких в Украине. После устранения Краснова в округе №28 гегемоном выглядит регионал Евгений Морозенко. Ближе всего к нему по рейтингу, по словам местных экспертов, подобрался советник премьера Азарова Сергей Чукмасов. Хоть какое-то подобие политической конкуренции создано в округе №25: против регионала Цыркина борется лидер днепропетровской Батькивщины Максим Курячий. По крайней мере, Курячий – вполне раскрученная в медиа фигура.

Область по плану

В области расклад еще более понятен, чем в городе. Четыре криворожских округа обещают победу представителям партии власти. Кривой Рог – вотчина семейства Вилкулов. Отец нынешнего губернатора днепропетровщины, Юрий Вилкул – нынешний мэр города. По округу №37 баллотирутеся местный тяжеловес – нардеп-регионал Дмитрий Шпенов, бывший помощник Вилкула. По округу №33 – замгубернатора, регионал Вячеслав Задорожный, находящийся в орбите Вилкулов с середины 1990-х. По этому же округу в Раду идет пятикратный мэр Кривого Рога, член ПР Юрий Любоненко, любезно уступивший пост градоначальника Вилкулу-старшему в 2010 году. Как утверждают собеседники, знакомые с ситуацией в области, поход Любоненко, давнего конкурента Вилкулов, в парламент – часть политической сделки между ним и главной семьей региона. По округу №31 баллотируется нынешний заммэра, регионал Константин Павлов.

Округ №40 с центром в селе Кринички, включающий в себя Марганец, приютил близкого с главе предвыборного штаба партии власти Андрею Клюеву депутата от ПР Олега Царева – бывшего лидера днепропетровских регионалов. По Новомосковскому округу №38 основным претендентом на победу называют близкого к Пинчуку нардепа-регионала Солошенко.

Некоторая интрига сохраняется в Днепродзержинске. По словам местных политтехнологов, шансы на победу в округе №30 в Днепродзержинске имел бы автор борда про бабушку и кота, член Гражданского актива Днепродзержинска Максим Голосной. Однако он ходит под уголовным делом и прячется. Это явно уменьшает его шансы на победу. Второй вероятный кандидат на победу в округе – правозащитник и депутат горсовета Виталий Куприй, хозяин бордов, на которых был размещен плакат с котом. В 2008 году он занял второе место на выборах мэра Днепродзержинска. Кроме того, самовыдвиженцем в этом округе баллотируется Александр Бобылев – член провластной парламентской фракции “Реформы ради будущего”, бывший участник Народной самообороны Юрия Луценко. Кандидат от власти в округе – заместитель мэра Днепродзержинска Константин Гузенко.

По павлоградскому округу №36 баллотируется сотрудник корпорации Ахметова ДТЭК, директор Павлоградугля Артур Мартовицкий. По округу №39 – депутат от Партии регионов Юрий Самойленко. Нардеп и криворожец Сергей Глазунов без заметной конкуренции ведет кампанию по округу №34. По округам №№29 и 35 одиозные кандидаты не баллотируются: в 29-м от власти идет глава областного МЧС Виктор Бутковский, считающийся близким к Яцубе, в 35-м – функционер облсовета Юрий Шипко, которого называют человеком Вилкула-старшего.

Побочный эффект

Как утверждают днепропетровские наблюдатели, провалить выборы губернатору Вилкулу не позволит не только партийная честь, но и долгосрочные планы Рината Леонидовича. В интересах Вилкула и Ахметова – отправка на повышение в Киев мэра Днепропетровска Ивана Куличенко, в Раду – Ивана Ступака и Анатолия Крупского. Успех этой операции позволит губернатору ввести в руководство области и города людей из своей команды, не связанных с местной элитой общим прошлым. Даже в случае назначения в Киев самого Вилкула место губернатора, скорее всего, займет выбранный им самим и Ахметовым преемник. Таким образом, успешные для областной власти выборы в парламент окончательно закрепят донецкий контроль за Днепропетровском.

Все статьи