Появился шанс перехода конфликта на востоке Украины из активной в замороженную фазу
Такое мнение выразил Эдвард Уокер, профессор политологии в Калифорнийском университете (Беркли).
В предыдущей колонке я привел пять причин, почему после битвы под Дебальцево перспективы установления стабильного замороженного конфликта и устойчивого прекращения огня на востоке Украины значительно возросли. Теперь хочу детальнее рассмотреть первые три пункта моей аргументации, а к остальным вернусь в последующих публикациях.
1. Снижение интенсивности боевых действий в зоне конфликта
Последние месяцы напряженность боев на Донбассе падает. На большинстве участков мониторинговая миссия ОБСЕ сообщает о незначительных перестрелках с применением легкого оружия и минометов, иногда также используется танковый огонь и тяжелое вооружение. При этом миссия ОБСЕ проверила и зафиксировала серийные номера значительного количества тяжелого вооружения в разграничительной зоне. Стоит отметить, что использование тяжелой артиллерии и систем залпового огня вдоль линии соприкосновения значительно сократилось.
Напряженная ситуация до сих пор сохраняется в районе донецкого аэропорта. Продолжаются перестрелки с применением стрелкового оружия и минометов, иногда происходят танковые и артиллерийские обмены огнем. Другой горячей точкой является восток и северо-восток Мариуполя, а также близлежащее Широкино.
Однако в целом после битвы под Дебальцево больших человеческих потерь на востоке Украины не было. Кроме того, ни одной из сторон не удалось захватить значительных территорий.
2. Более определенная и укрепленная линия разграничения
Треть линии разграничения между украинскими и российско-сепаратистскими силами в Донбассе проходит вдоль рек Северский Донецк и Кальмиус, что значительно облегчает разграничение и повышает стабильность на линии соприкосновения. Еще около трети разграничительной линии проходит через сельскую местность с близлежащими деревнями и городками. Демаркация линии соприкосновения трудна лишь там, где отсутствует четкое географическое разграничение противоборствующих сил.
Но военные командиры занимают деревни и города целиком, и, как правило, с помощью дорожных контрольно-пропускных пунктов обозначают свою территорию. Благодаря этому снижается риск потерь среди гражданского населения, если, конечно, боевые действия останутся на прежнем уровне.
Наиболее проблемной областью линии соприкосновения является северо-западная окраина Горловки к востоку от Донецка и прилегающие поселки Спартак, Опытное и Пески. Проблема состоит в том, что сепаратисты, по-видимому, убеждены, что для налаживания нормальной жизни в Горловке и Донецке им необходимо выбить украинцев из прилегающих поселков на некоторое расстояние к западу и северу. При этом режим прекращения огня около больших населенных пунктов удерживать трудно, а украинцы, похоже, не намерены отдавать сепаратистам полный контроль над донецким аэропортом.
Тем не менее, если обе стороны решили, что реальное прекращение огня вдоль нынешней линии соприкосновения желательно, то шоссе M04 представляет собой весьма удовлетворительную линию разграничения как минимум на участке пути между Горловкой и Донецком.
Более того, я считаю, что в районе Широкино под Мариуполем также можно установить достаточно стабильный режим прекращения огня, если этого хотят обе стороны конфликта. Так, на несколько километров западнее от Широкино тянутся поля с тонкой полосой зданий вдоль побережья. Таким образом, большая часть линии разграничения, которая проходит к западу от Широкино, может быть стабильной и хорошо укрепленной.
3. Никаких существенных территориальных изменений без значительного увеличения участия России не будет
Две главные особенности войны на востоке Украины звучат так: очень трудно установить контроль или обезопасить местность с агрессивно настроенным местным населением; и очень трудно установить контроль над городскими районами (и чем больше городской район, тем это сложнее), если военные подразделения не имеют специальной подготовки для ведения боев в городских условиях.
Я думаю, что сепаратистам в Донбассе будет все сложнее продвигать текущую линию соприкосновения, так как они будут встречать менее лояльное местное население. Очень многие бойцы с украинской стороны – возможно, даже большинство – это русскоязычные граждане из Восточной Украины. Хотя жители прилегающих к линии соприкосновения населенных пунктов не сильно поддерживают нынешнее украинское правительство, но они знают об ужасах жизни в зоне контроля сепаратистов. Я также подозреваю, что лишь некоторые из них симпатизируют ДНР и ЛНР больше, нежели киевским властям.
Если сепаратисты все же захотят захватить новые территории, им придется штурмовать большие и густонаселённые города, такие как Авдеевка, Артемовск и Северодонецк. Несколько дальше от линии соприкосновения находится множество других городских районов – Краматорск, Славянск и Красноармейск. Таким образом, в случае атаки сепаратистам придется захватывать города, которые значительно больше того же Дебальцево.
Украинцы особенно сильно опасаются наступления в районе Мариуполя. Довоенное население города составляло около 470 тысяч человек. Мариуполь не является важным портовым объектом, однако имеет значительный промышленный потенциал, в том числе металлургические и химические заводы, судоремонтные сооружения и железнодорожный узел. Тут также расположен второй по величине металлургический комбинат Украины – мариупольский “Ильич”, который до войны насчитывал десятки тысяч сотрудников.
Украинцы выстаивали защиту Мариуполя в течение нескольких месяцев. В настоящее время оборона города включает несколько линий внешней защиты с траншеями и бункерами. Вторые минские соглашения потребовали от украинцев полного отвода тяжелой артиллерии и систем залпового огня к западу от города, но я подозреваю, что эти вооружения перевезли на хорошо укрепленные огневые позиции в районе восточной окраины города. Существуют также оборонительные позиции в пределах города. Я также подозреваю, что украинцы готовятся и к уличным боям в черте города, если до этого дойдет.
Таким образом, Мариуполь захватить особенно трудно. Россияне это понимают, а украинцы готовы защищать город не на жизнь, а на смерть.
Таким образом, существует вероятность, что со временем режим прекращения огня установится по всей линии разграничения. Вместе с тем, более вероятным исходом остаются продолжающиеся бои с применением легкого оружия за небольшие города и деревни, такие как Коминтерново, Оленевка, Марьинка, Светлодарск и Луганское. Еще более вероятно, что продолжится борьба за Опытное, Спартак, Пески и Широкино до тех пор, пока украинцы не покинут город (что маловероятно) или буду оттеснены (также маловероятно), или пока обе стороны не решат, что продолжение боевых действий бессмысленно (что более вероятно).