Сейчас на Донбассе есть три основные силы, которые удерживают украинских пленных — непосредственно подразделения ОРДЛО, российские войска и полевые командиры частных военных компаний.
Об этом рассказал волонтер, воевавший в зоне АТО, руководитель благотворительного фонда “Мир и Ко”, военный журналист Мирослав Гай.
“Судьба пленного зависит от многих факторов, в частности, к кому он попадет. Бывали случаи, когда гражданские волонтеры сидели по 90 суток, а иногда и по году в застенках, выходили оттуда чудом, потому что официальные переговорщики даже не знали об их существовании. Сейчас попасть в плен ОРДЛО может не обязательно волонтер и даже не обязательно проукраинский гражданин. В подвал попадают бизнесмены, которые не идут на уступки боевикам, общественные деятели, местные жители, собственность которых облюбовали те или иные главари вооруженных группировок. Иногда в плен в качестве рабов попадают молодые люди, которые не желают брать оружие в руки, воевать, но, таким образом, их заставляют рыть окопы и выполнять грязную работу. Поэтому все зависит от того, к кому вы попали и при каких обстоятельствах”, — рассказал экс-участник АТО.
По его словам, он познакомился с одним волонтером, который вышел на свободу из плена, а до того его пытались продать российскому ФСБ в качестве украинского корректировщика артиллерии.
“Если вы волонтер и попали в плен, самое главное и первое, что вы должны сделать всеми правдами и неправдами, — это дать знать об этом своим товарищам и родственникам. Ведь гражданские часто не попадают в списки на освобождение, потому что никто не ведет учет волонтеров”, — подчеркнул военный журналист.
“Я знаком с двумя волонтерами из Луганской области, которые помогали украинской армии продуктами, а попав в плен и просидев почти год в качестве рабов в Луганске, чудом попали в список обмена и вынесли под одеждой огромный украинский флаг, которым боевики пользовались как тряпкой для ног в Луганской комендатуре. Сейчас этот флаг находится в Историческом музее Киева”, — говорит руководитель благотворительного фонда “Мир и Ко”.
Таких людей я знаю много, для меня они — Герои. И наличие даже нескольких жителей Донецкой и Луганской областей с такой патриотической и отчаянной любовью к Украине не дает мне никаких оснований даже мысленно отказаться от возвращения Донецка и Луганска на родину”, — подытожил Мирослав Гай.