Вполне возможно, что скоро России будет трудно поддерживать внешнюю политику вновь избранного президента США.
Такой прогноз сделал политический обозреватель Нил Бакли в статье для британского издания The Financial Times.
Когда результаты президентских выборов в США подтвердились, нижняя палата российского парламента взорвалась аплодисментами. Лидер националистов в парламенте Владимир Жириновский даже выпил шампанского со своими коллегами. Ультраправый идеолог Александр Дугин сказал, что теперь Россия может отказаться от своего антиамериканизма.
Победа Дональда Трампа стала поводом для бурной радости в России. Еще до того как на прошлой неделе избранный президент США побеседовал с Владимиром Путиным и пообещал восстановить отношения с Россией, представитель Кремля отметил, что взгляды двух лидеров на внешнюю политику «феноменально близки». Простые россияне, которых на протяжении октября неустанно пугали тем, что Вашингтон готовится начать третью мировую войну из-за Сирии, тоже с радостью встретили результаты выборов.
Многие россияне старшего поколения считают г-на Трампа бизнесменом, который гораздо больше заинтересован в заключении выгодных сделок, чем в следовании принципам, и с которым Россия сможет заключить долгожданное соглашение, включающее в себя предоставление России права вмешиваться в политику стран, входящих в ее «сферу влияния» в Европе, и прекращение расширения НАТО.
Хотя сейчас множество признаков указывает на то, что г-н Трамп попытается заключить сделку со своим российским коллегой, нет никаких гарантий того, что так все и произойдет. Будущий американский президент может оказаться гораздо более сложным партнером, чем Москва ожидает.
Россия позволила себе вмешаться в ход американских выборов на беспрецедентном уровне, но будет ошибкой утверждать, что г-н Трамп является «российским проектом».
Цели Москвы, вероятнее всего, заключались в том, чтобы несколько ослабить позиции Хиллари Клинтон, которую она боится и ненавидит, и сделать так, чтобы кандидат от Демократической партии одержал победу с наименьшим преимуществом. Москва также стремилась дискредитировать американскую демократию, и в этом смысле эксцентричное поведение республиканского кандидата и его риторика стали настоящим подарком для российского телевидения и газет.
Российские государственные СМИ начали более открыто поддерживать г-на Трампа только тогда, когда стало ясно, что у него действительно есть шансы на победу. Москва очень скоро ощутит на себе непредсказуемость и капризность вновь избранного президента. Г-н Путин сделал непредсказуемость и стремление застигать окружающих врасплох частью своей тактики. Однако он предпочитает, чтобы его друзья и враги вели себя последовательно и предсказуемо, что совершенно нехарактерно для г-на Трампа.
«Непредсказуемость личности вновь избранного президента США может обернуться чрезвычайно сложными отношениями», — отметил Александр Баунов из Московского центра Карнеги.
Некоторые высказывания, сделанные г-ном Трампом в ходе предвыборной кампании, указывают на то, что он может признать за Россией право на Крым, покончить с либеральным интервенционизмом и поддержать Россию в ее подходе к сирийской войне. Но множество других высказываний предвещают возможные трения.
Г-н Трамп пригрозил отменить прошлогоднее соглашение с Ираном по его ядерной программе — соглашение, заключенное при посредничестве России со страной, которую она считает своей союзницей. Вновь избранный президент также занял достаточно жесткую позицию в отношении Китая, с которым Россия в последние несколько лет старается наладить отношения. Недавно Москва вновь начала продавать Пекину современные военные технологии, отказавшись от десятилетнего неформального запрета.
Еще одним потенциально негативным фактором может стать вероятность того, что Конгресс и кабинет г-на Трампа могут взять на себя роль сдерживающего механизма. Сейчас большинство мест в обеих палатах Конгресса занимают «традиционные» республиканцы, которые придерживаются жесткой позиции в отношении России и вряд ли с радостью примут какую-либо сделку с Кремлем, в рамках которой Вашингтон пойдет на уступки Москве.
Кандидаты, которых вновь избранный президент выдвигает на ключевые посты, тоже делают гладкие отношения с Россией маловероятными. Среди них можно назвать, с одной стороны, генерала Майкла Флинна, сторонника налаживания отношений с Россией, которого г-н Трамп выбрал на пост своего советника по вопросам национальной безопасности, с другой — Митта Ромни и Рудольфа Джулиани, которые настроены гораздо менее благожелательно.
Еще одним фактором является личность лидера. Г-н Трамп и г-н Путин наслаждаются своим образом мачо. Однако это вовсе не означает, что им удастся наладить хорошие отношения друг с другом. В истории есть масса примеров лидеров, которые не сумели найти общий язык, и это привело к опасным последствиям для всего мира.
***
Вчера уже и Путин предупредил о возможном различии предвыборной риторики Трампа и его реальной политики в будущем. «Мы все хорошо понимаем, все знают, что между предвыборной риторикой и реальной политикой большая разница всегда практически во всех странах», — пояснил президент РФ.
О том, что “Трамп очень скоро предаст Россию”, заявил недавно и российский писатель Виктор Шендерович.
А экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский озвучил прогноз, что Трамп обвалит цены на нефть — из-за чего, естественно, пострадает Россия…