Украине нужен план экономического развития: без него Россию не победить.
Об этом пишет Богдан Данилишин, академик НАН Украины.
В прошлом году я давал анализ причин войны России с Украиной. Еще раз убедился в своеобразном торжестве теории над практикой. Точнее, скажу так: политическая практика всегда является отражением неких теоретических представлений (иногда ложных) действующих политиков о существующем, по их мнению, в реальности положении вещей.
Теоретические представления политиков всегда предшествуют реальному, практическому политическому действию. И познав их, политические верования, можно узнать и весьма точно предсказать – что они (политики) будут делать в будущем. В упомянутой колонке я писал о том, что действия Владимира Путина вызваны его ложными представлениями о необходимости сохранения контроля России над Украиной для сохранения РФ в виде целостного государства. В его представлении РФ может существовать только тогда, когда украинская политика и украинская экономика контролируются из России. События последнего года целиком и полностью подтвердили этот тезис.
Продолжит ли этот фактор влиять на отношения Украины и РФ? Безусловно, да. Единственным выходом из этой ситуации может стать распад РФ: даже пришедшие на смену Путину все равно будут проводить курс, основанный на ложной доктрине геополитики. Так, как проводил ее даже и либеральный президент РФ Борис Ельцин (войны с Украиной не было, но известный политический контроль был). Об этом я писал в марте текущего года.
Пока Россия не откажется от имперского мышления, а это произойдет весьма нескоро, ничего не изменится. Финляндия, например, это прекрасно понимает, поэтому недавно власть этой страны выслала 900 000 повесток резервистам.
Поэтому, какие бы политические договоренности не были достигнуты, они в любой момент могут быть вероломно нарушены Россией, как в свое время Будапештский меморандум.
Политики развитых стран это поняли, поэтому не исключено, что уже сожалеют о всей этой истории с принятием Украины в ЕС. Иначе как можно объяснить последнее заявление итальянского МИДа, призвавшего Украину признать автономию Донбасса, и это при том, что в самой Италии некоторые части элит Северной Италии (например, Ломбардия) давно добиваются отделения.
Поэтому рассчитывать мы можем только на себя, и ключевым фактором успеха может стать только сильная экономика Украины.
Русский царь Александр III был не так уже и неправ, когда говорил, что у России есть только двое друзей: армия и флот. Есть еще одно популярное выражение: «Если не хочешь кормить чужую армию, начинай кормить свою». А для того, чтобы построить сильную армию, необходима сильная экономика. Это должен быть категорический императив нынешней украинской внутренней политики. Не будет сильной украинской армии – не будет Украины.
Запад уже дал понять, что ценность жизни западного человека для него слишком высока, чтобы включаться в полномасштабный военный конфликт с Россией. И руководство РФ это понимает. Поэтому оно продолжит гибридную войну за контроль над Украиной.
Возможно ли построить мощную экономику в стране, которая ведет боевые действия? Разумеется. Современный пример – Израиль, который с 90-х годов построил одну из самых высокотехнологических экономик мира, постоянно находясь в конфликтах с окружающими странами. Израильские элиты всегда руководствовались политической максимой идеолога Теодора Герцля: «Если есть воля, все достижимо!».
Так что Украина вполне может повторить пример Израиля, если у украинских политических элит будет на то политическая воля. А народ Украины элиты не подведет: он уже это доказал, буквально голыми руками остановив российское военное нашествие в Донбассе в прошлом году.
Поэтому у нас не остается иного выхода, кроме как совершить все необходимые экономические и политические преобразования в стране, сделав ее развитой экономически, а, следовательно, такой, которая самостоятельно сможет дать отпор агрессору.
Однако есть ли у нас шансы на это? Мне недавно пришлось посмотреть весьма любопытное интервью первого заместителя Минэкономики г-на Боровика. В этом интервью он сказал две вещи, которые меня потрясли. Он настолько верит в свободную торговлю, что «может хорошо себе представить», что те, кто живет в Харькове, могли бы продавать в Россию, а те, кто живет в Закарпатье, в Венгрию. Кроме того, по его мнению, плана Маршалла для Украины не будет, а Запад будет оказывать ей только техническую помощь по финансированию (скорее всего, структурных реформ – г-н Боровик не сказал, для чего конкретно будет поступать техпомощь).
Если сюда добавить слова министра Минэкономики Айвара Абромавичуса о том, что в его планах стоит ликвидация, то получается, как говорил главный герой телевизионного сериала Ликвидация, «картина маслом».
Ошибочность решений, как правило, видна уже после, а не до их совершения, особенно в таком сложном виде человеческой деятельности, как экономическая политика государства.
Любая экономическая политика, как минимум после Джона Кейнса, Дугласа Норта и Джона Нэша, представляет собой микс мероприятий, состоящих из протекционистских мер и способности стран конкурировать на свободных рынках. И именно от знаний, талантов и практических навыков реформаторов зависит, какие методы и когда применять.
Современная экономическая история не знает примеров стран, экономическая политика которых состояла исключительно в ликвидации или уменьшении профильных регулирующих органов. Но главное – все равно, какого размера будет министерство, если в стране нет документа под названием «Экономическая политика государства Украина». Если корабль не знает, куда он плывет, то никакой попутный ветер ему не поможет.
Дуглас Норт с коллегами в книге «Насилие и социальные порядки» считает, что характерным признаком развитых государств являются «более крупные и более децентрализованные правительства». Поэтому определение размера экономического блока правительства Украины должно стать следствием реформ, а не их причиной. Надо начинать реформы, и практика подскажет, что оптимально для Украины.
Да, Запад нам не поможет в совершении индустриального технологического рывка. Но и мешать, как это делает Россия, не будет. Бог с ним, с планом Маршалла. Мы найдем силы и средства для развития экономики страны. И мы должны сами искать инвестиции (преимущественно на Западе и в Юго-Восточной Азии) под ту программу экономического развития страны, которую мы сами и напишем.
Пока мы не покажем малому и среднему бизнесу вектор развития, направленный на завоевание мировых рынков, а не на приграничную торговлю с Россией и Венгрией, ничего в стране не изменится. Еще авторитет западного мирового технологического венчурного бизнеса Питер Тиль говорил: «вы всегда можете иметь определенный план даже в самом неопределенном из миров. Если вы соприкасаетесь со сферой юриспруденции или финансов, у вас все равно должен быть план. Ваш план может меняться, но, если его у вас нет, вы просто плывете по течению». А это течение, добавлю от себя, приведет нас опять в объятия России.
Давайте же, наконец, напишем этот экономический план, чтобы не были реализованы зловещие планы Путина по уничтожению украинского государства.
По материалам: НВ