Резкое появление различных планов по мирному регулированию ситуации в Украине на третьем году войны на Донбассе и оккупации Крыма объясняется желанием сыграть на "беспомощности" правительства и беспокойстве из-за политики Белого дома.
Об этом в статье для Bloomberg пишет колумнист Леонид Бершидский.
Малоизвестный украинский популист Андрей Артеменко вдруг стал известным в США после репортажа лояльной к Демократической партии газеты New York Times о его контактах с окружением президента Дональда Трампа. Он якобы пытался передать в Белый дом свой так называемый “мирный план” для завершения российской войны против Украины.
Но Артеменко на самом деле не заслужил эти “15 минут славы”. Потому что вдруг у многих политиков в Украине появились “мирные планы” для завершения войны в Донбассе.
Колумнист считает, явление берет свое начало из хаоса в США и разочарований внутри Украины, которая вступает уже в четвертый год после Революции достоинства с небольшими достижениями в вопросе реформ. При этом экзистенциальные угрозы не уменьшились. По мнению Бершидского, план Артеменко был совершенно нереалистичным. Кремль считает оккупированный украинский Крым собственной территорией. Он бы не согласился 50 лет платить Украине за его аренду. Здравого смысла не много и в других подобных “мирных планах”, которые появились в последнее время. Автор напоминает, что Виктор Балога недавно предлагал провести референдумы в восточных регионах Украины, чтобы определить их статус.
От результата зависело бы, будут ли они полностью подчиняться Киеву и дальше, или же центральные и западные области отгородятся от них стеной. Миллиардер Сергей Тарута, который был назначен губернатором Донецкой области в 2014 году, но не смог разобраться с пророссийскими боевиками, опубликовал собственный план, призвав парламент отобрать у президента Петра Порошенко власть вести переговоры по завершению войны и вернуть в Донецкую и Луганскую области чиновников, которые были избраны в органы местной власти в 2010 году. Radio Free Europe Radio Liberty даже сообщало о распаде “плана”, который предусматривал возвращение Януковича в качестве лидера захваченных Россией территорий. Еще один план был описан Виктором Пинчуком на страницах Wall Street Journal, за что он столкнулся с критикой в Украине.
Автор отмечает, что все те, кто выдвигал свои предложения относительно войны в Донбассе, не имеют никакого влияния на Порошенко или его правительство. И они не лидеры мнений для украинцев. Также нет никаких признаков того, что Кремль захочет пойти на компромисс, поскольку дестабилизация в среднесрочной перспективе – его надежное оружие против попыток Украины сойти с российской орбиты. “Но есть разумные причины, почему все эти незначительные игроки и люди старых порядков решили, что сейчас время снять табу на прямой диалог с Россией. Идея не в том, чтобы добиться принятия мирного плана, а в том, чтобы сыграть на контрасте с беспомощностью правительства”, – говорится в статье.
Бершидский добавляет, что Порошенко и его министры оказались в незавидном положении, позволив бизнесу работать по ту сторону фронта на Востоке Украины, поставляя уголь для украинских электростанций. Также, авторы различных “планов”, вероятно, почувствовали смену настроений в стране после нескольких лет внутренних конфликтов и безуспешных реформ. Они видят политическую возможность, которую Порошенко и другие правительственные лица не могут использовать, поскольку “они начертили красные линии слишком жестко”. По мнению обозревателя, без завершения войны Украина вряд ли сможет добиться существенного экономического роста даже при наилучших внешних условиях. Политический вакуум в Вашингтоне и европейская сосредоточенность на внутренних проблемах подрывают главную ставку правительства Порошенко, которая была сделана на поддержку Запада. Если эта поддержка начнет уменьшаться, реваншистские силы Януковича получат шанс вернуться. “Политической элите нужны быстрые победы и новые идеи, которые будут вдохновлять украинцев”, – пишет автор.